Слайд 2
Содержание
I. Введение.
II. Основная часть.
1.История русской дуэли.
2.Поединки в произведениях
А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка», «Выстрел».
3.Дуэль Печорина
и Грушницкого в произведении
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
4.Дуэль Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова
в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети».
5.Сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым в произведении
Л.Н.Толстого «Война и мир».
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.
Слайд 3
Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо
знают обычаи, традиции страны в прошлом, потому и не
могут разобраться в том или ином произведении.
Слайд 4
Поединки в произведениях А.С.Пушкина
Отношение Пушкина к дуэли противоречиво:
как наследник просветителей XVIII века, он видит в ней
проявление «светской вражды», которая «дико… боится ложного стыда». В «Евгении Онегине» культ дуэли поддерживает Зарецкий – человек сомнительной честности. Однако в то же время дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека. Она ставит в один ряд таинственного бедняка Сильвио и любимца судьбы графа Б***. Дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, - не предрассудок.
Слайд 5
Дуэль Печорина и Грушницкого в романе М.Ю.Лермонтова «Герой
нашего времени»
Автор показал, что перед лицом смерти
герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.
Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, - не маска, а действительное состояние души.
Слайд 6
Дуэль П.П.Кирсанова и Е.Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы
и дети»
Сцена дуэли углубляет представления о
личности Базарова: он оказывается намного человечней, чем заявляет о себе (помогает раненому Павлу Петровичу, наблюдает его как врач после ранения, чувствует к нему жалость, как к человеку преклонного возраста, глубоко несчастному и т. д.). Дуэль способствует обострению внутреннего конфликта Базарова. Она непосредственно связана с предысторией Павла Петровича: мы убеждаемся в том, что его жизненные неудачи не случайны - их причина в пассивно- созерцательном восприятии жизни, подмене истинного дела соблюдением определенного дворянского ритуала, по мысли Тургенева, не актуального. В то время как народ занимается трудом, господа "дируются".
Слайд 7
Сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир»
Из этого эпизода мы узнаем, что
Долохов грубым, самоуверенным, наглым кажется только снаружи, а на самом деле «…этот буян, бретер…был самый нежный сын и брат…». Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. В этом эпизоде Л.Н.Толстой показал, насколько изменяет человека экстремальная ситуация, открывает его настоящее лицо.
Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха».
Слайд 8
Заключение
Дуэль, во всем многообразии своих проявлений запечатлена в
русской литературе XIX - начала XX веков: от
Бестужева-Марлинского и Пушкина до Чехова и Куприна.
Писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его состоянии и поведении во время поединка; художественные характеристики существенно дополняют документальные знания.
В настоящее время дуэли на шпагах и пистолетах не происходят. Все споры решаются иными способами.