Слайд 2
Источники
«Независимая газета» (рубрика «Филантропия» Фалет. Фиест и др.),
«Новая газета» (поэтические фельетоны Д.Быкова),
«Коммерсант» (фельетонные репортажи Андрея
Колесникова),
Московский комсомолец – Александр Минкин,
The New Times (Виктор Шендерович),
«Аргументы и факты» (Виктор Коклюшкин),
«Сноб» (лиро-иронические колонки Андрея Бильжо),
«Медведь» (поэтический фельетон - Евгений Лесин, Всеволод Емелин),
«Свободная пресса» Всеволод Емелин,
«Эхо Москвы» (Виктор Шендерович, Андрей Бильжо),
Газета.ру (Игорь Иртеньев),
Гордон (сатирические стихи Орлуши),
«Бизнес-класс» (обзоры интернета),
«Пермская трибуна» (Дмитрий Чупахин).
Слайд 3
Виды образов в фельетоне
образ персонажа
образ явления, или
образ-тезис.
Слайд 4
Образ персонажа
Сатирический образ менее индивидуализирован, чем очерковый. Здесь
важны типические черты. Поэтому психологические характеристики и мотивировки заменяются,
как правило, логической целесообразностью, связанной с задачами публицистического обличения.
Наблюдается тяготение к созданию образов-масок, oбpaзов-категорий и образов-понятий.
Нередко в качестве таких масок используются образы литературных персонажей. Герой фельетона сопоставляются с этим персонажем, приобретая узнаваемые черты и превращаясь в сатирический образ-маску.
Слайд 5
Образ явления
Образ-тезис, или образ обобщенно-отрицательного понятия, возникает в
фельетоне, построенном на обобщении разрозненных фактов, на изучении нескольких
конкретных социальных ситуаций.
Понятие может быть олицетворено, опредмечено, а может быть и определенной логической категорией.
В фельетоне И.Ильфа и Е.Петрова «Директивный бантик» таким образом-тезисом становится директивный бантик как знак косности, неумения и нежелания работать.
Разновидность образа-тезиса - персонифицированное понятие. В этом случае понятие становится завершением усилий по созданию типического сатирического образа. Образы-маски превращаются в образы-символы.
Классическим образцом может служить фельетон «Равнодушие» Ильфа и Петрова. Все описанные в фельетоне ситуации символически объединены в образе человека из ведомости, который вобрал в себя черты демагога, мещанина и себялюбца.
Слайд 6
Приемы создания образа
Сатирическое заострение (на уровне детали, фрагмента
или целого текста)
Портретная характеристика (подчеркивает главное комическое несоответствие, не
такая развернутая как в очерке)
Речевая характеристика (персонажи «проговариваются», противоречие между собственной незначительностью и претензией на авторитетность).
Слайд 7
Приемы сатирического заострения
Гипербола - резкое преувеличение
Гротеск -
фантастическое преувеличение
Пародирование - утрированное подражание
Литота - резкое преуменьшение
Используются
на уровне детали (гиперболическая деталь, реплика) и на уровне всего текста (развернутая гипербола - факт дописывается возможными гипертрофированными последствиями).
Слайд 8
Композиция фельетона
Основной композиционной особенностью фельетона называют ассоциативность, т.е.
сопоставление событий, фактов, явлений по ассоциации.
Ассоциативность позволяет ввести
малую тему фельетона, т.е. конкретную ситуации или персонажа, в контекст темы большой – актуальной и общезначимой социальной проблемы. На этом переключении темы малой в большую и строится фельетон.
По типу композиционного построения фельетоны делят на ассоциативный и фабульный.
Слайд 9
Ассоциативный фельетон
Ассоциативный фельетон строится по принципу разросшейся малой
темы.
Ассоциативный зачин: цитата, анекдот, шутка, историческая реминисценция, метафора.
Важно дать броскую ассоциацию, которая позволит ввести в фельетон «большую тему».
Роль подобного ассоциативного трамплина может взять на себя заголовок или эпиграф.
Разросшаяся малая тема. В начале – конкретное событие, потом – цепочка ассоциаций.
Слайд 10
Фабульный фельетон
Построен на последовательном развитии действия: от экспозиции
к завязке, потом через развитие действия - к кульминации
и развязке. Такие фельетоны появились благодаря вхождению в публицистику писателей – И.Ильфа и Е.Петрова, М.Зощенко.
Особенность - экспозиция и завязка предельно сокращены.
Слайд 11
Позиция автора в фельетоне
Главная особенность проявления авторской позиции
в фельетоне связана с тем, что, как правило, она
скрыта за маской, за фигурой условного повествователя.
Рассказчик в фельетоне – это условный, игровой персонаж, позиция которого не всегда или не полностью совпадает с позицией автора. Поэтому считается, что по отношению к фельетону понятие «автор» трансформируется в понятие «повествователь». Мы можем говорить о присутствии в фельетоне героя-повествователя.
Особенно наглядно эта особенность фельетона проявляется в так называемых фельетонах-сказах (Зощенко, Зорич, Ильф и Петров, Булгаков)
Слайд 12
Позиция автора в фельетоне
В современном фельетоне преобладает близкий
к сказовой манере прием – повествование от первого лица,
когда позиции повествователя и автора не отождествлены. В этом случае повествователь – это близкий позиции самого фельетониста, иронично оценивающий изображаемые события рассказчик. Он не тождественен автору, но близок ему по многим интеллектуальным и биографическим подробностям, появляющимся в тексте (Д.Быков).
Однако встречается и сказовый вариант построения авторской позиции (Всеволод Емелин)
Слайд 13
Разновидности образа автора по отношению к материалу
1) автор
– участник события (Всеволод Емелин);
2) автор – наблюдатель события
(Д.Быков, Тиртей);
3) автор – активный комментатор (Д.Быков);
4) автор – нейтральный повествователь (Жванецкий).
Во всех этих вариантах автор скрывается за маской героя-рассказчика. Это образ носителя речи, а не образ автора.
Он может быть предельно условным рассказчиком, а может быть персонифицирован. Условный рассказчик лишен каких-либо отчетливых персональных черт, персонифицированный рассказчик наделен именем, биографией, профессиональным статусом.
Слайд 14
Особенности интонационно-речевого построения фельетона
В качестве одной из основных
стилевых характеристик фельетона называют разговорность его интонационного и лексического
построения. Он всегда рассчитан на тесный контакт с читателем и поэтому всегда отмечен живой разговорной интонацией.
Слайд 15
Средства разговорности
Монологи и диалоги песронажей
Просторечия, диалектизмы, жаргонизмы, а
также сбивчивость и экспрессивность устной речи становятся действенным средством
комедийной характеристики.
Имитация интонации спонтанной устной речи
Слайд 16
Экспрессивность фельетонного стиля.
Другая важная особенность фельетонного стиля связана
с экспрессивностью фельетонного слова, которая играет определяющую роль в
выражении авторской позиции. Важнейшими средством создания комического в фельетоне становятся разные формы игрового использования слова.
Слайд 17
Формы игрового использования слова
Каламбур («альфа-банк – альфа-банка»).
Парадокс
(совмещение несочетаемого, алогизм. Горячий лед)
Ирония (Солдаты уже два дня
стоят в поле. Они очень благодарны)