Слайд 2
Определение
История возникновения басни
Основоположник басни – Эзоп
Другие источники басен
Басня
в России
Литература
Автор
план
Слайд 3
Это краткий рассказ,чаще всего стихотворный,в котором имеется иносказательный
смысл. Действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери
(аллегория).
Слайд 5
Первые басни появились в Древней Греции в VI
веке до н.э. Это время ожесточенной борьбы старого и
нового укладов во всех сферах жизни: политике, экономике, литературе. Басня становится эффективной формой выражения протеста против знати.
Слайд 6
Основоположник басен - Эзоп
Жил на острове Самосе в
первой трети VI в.до н.э.
Был рабом Иадмона
Был убит в
Дельфах
Иносказательная речь – «эзопов язык»
Басни были переложены стихами на латинский язык Федром (1в.н.э.) – первый античный писатель, родом из Македонии, раб
Первый сборник басен составлен на рубеже IV-III веков до н.э. Деметрием Филерским
Слайд 7
Народная фантазия
Раб – варвар,неуч
Родина – Фригия в малой
Азии (поставляющая рабов для Греции)
Внешность: брюхо вспученное, голова –
что котел, курносый, с темной кожей
Слайд 8
Басни Эзопа сначала использовались как материал для школьных
риторических упражнений, но постепенно приобрели характер популярной массовой литературы.
Тексты просты и кратки; сюжет передается без второстепенных подробностей; мораль не остается скрытой в образах, а отчетливо формулируется; язык прост и близок к разговорному; редко встречается диалог (Ворон и лисица).
Слайд 9
Сборник индусов «Панчатантра»
Другой источник басенных сюжетов
3-4 века н.э.
Арабский
пересказ сборника – «Калила и Димна» (известен на Востоке)
Греческий
перевод – «Стефанит и Ихнилат» (известен на Руси)
Слайд 10
Лафонтен
1621-1695 г
Родился в Шато-Тьерри 8 июля
Реформатор басни
(новаторство в демократизации – ввел в басню человека-труженика)
Выпустил первые
шесть книг басен в 1668
В 1680 завершил издание двенадцати книг Басен
В 1683 был избран членом Французской Академии
Слайд 11
Басня становится более легкой; композиция свободной; стихотворная форма;
введены авторские отступления; использование диалогов, речевых характеристик, контраста. Басни
напоминают драму: есть экспозиция, завязка, кульминация и развязка; есть диалоги и обрисовка персонажей через их поступки и речь. (Лягушка и Вол, (1808-1815))
Слайд 12
Басня в России
Появилась как стихотворный жанр в конце
XVIII – начале XIX века (попытки создания были у
поэтов XVII века (С. Полоцкий))
Традиции античной басни осмыслялись через западноевропейский опыт
50-60 годы появляются многочисленные журнальные публикации, вслед за которыми выходят отдельные сборники (В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.И. Майков, Д.И. Фонвизин и др.)
Слайд 13
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич
князь [1708—1744]
русский сатирик XVIII
в., сын молдавского господаря, переселившегося в Россию из Турции
написал 9 сатир, которые составляют основу оставленного им лит-ого наследства; остальные его произведения — поэма «Петрида», басни и др. — мало интересны.
Огонь и восковый болван
Слайд 14
Денис Иванович Фонвизин
1744 или 1745 — 1792гг.)
Родился 3
апреля (14-го по новому стилю) в Москве в богатой
дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование.
«Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга» - первое печатное и дошедшее до нас художественное произведение (1761 г.)
Лисица-кознодей
Слайд 15
ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
1711-1765 г
Сын государственного
крестьянина, М.В. Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно
связанной с традициями допетровской Руси.
Переводил и создавал оригинальные басни
Старик, его сын и осел
Слайд 16
В 80-е годы выходит несколько сборников басен, никак
не связанных с журнальной работой их авторов. Так, отдельным
томом в «Полное собрание всех сочинений Сумарокова» включены его «Притчи» в шести книгах. В 1790 – 1800 годы басня вновь становится объектом журналистской полемики, произведения современных баснописцев вновь собираются в сборники (П.П. Сумароков, И.П. Пнин, Д.И. Хвостов)
Слайд 17
Дмитрий Иванович Хвостов
1757 –1835
Печальная слава бесталанного стихотворца, хотя
он страстно любил поэзию и писал почти во всех
жанрах
Требовал от басни простоты и назидательности, но сбивался на причудливо-просторечный сумароковский стиль, что вызывало насмешки
Лев и клоп
Слайд 18
На рубеже XVIII и XIX веков наибольшей популярностью
пользовались басни В.Л. Пушкина. В них животные персонажи заменялись
цветами, травками, мотыльками, птичками, заимствованными из сентиментальной лирики (произведения теряли повествовательную форму, превращаясь в лирический монолог, становились одной из разновидностей альбомного жанра).
Слайд 19
Василий Львович Пушкин
1770 – 1830
Первый наставник своего
племянника А.С. Пушкина
В баснях создавал изящные сценки, легко и
непринужденно написанные, завершающиеся поучением
Сатира на нравы лишена социальной остроты
Голубка
Слайд 20
В 1814 году вышел первый сборник басен А.Е.
Измайлова. Опираясь на уже разработанные приемы басенного повествования, Измайлов
ввел в басню элемент бытописания. Долгое время большим успехом пользовались басни И.И. Дмитриева, которые были признаны совершенным образцом этого стиля.
Слайд 21
Иван Иванович Дмитриев
1760 – 1837
В молодости – гвардейский
офицер, в старости – министр юстиции
«Русский Лафонтен», написано им
80 басен
Три льва
Слайд 22
Подлинным создателем русской классической басни с ее реалистичностью
и психологизмом является И.А. Крылов. Он внес социально-нравственное содержание,
преобразовал форму. Гоголь назвал его басни «книгой мудрости самого народа»
Слайд 23
Иван Андреевич Крылов
1769-1844г
Грамоте выучился дома, французским
языком занимался в семействе состоятельных знакомых
B 1809 г.
выходит первое отдельное издание 23 басен, завоевавшее И. А. Крылову почетное место в русской литературе
Ворона и лисица
Слайд 24
После Крылова почти на протяжении столетия в России
не было басен как стихотворного поэтического жанра, хотя и
предпринимались отдельные попытки. К басне на разном этапе творчества обращались Д. Бедный и С. Михалков.
Слайд 25
Сергей Владимирович Михалков
Член Российской академии образования
Герой социалистического труда
1945
г. начинает работать в жанре басни (современное содержание)
Седой осел