Слайд 11
Тема
Мир произведения как художественно освоенная и преображенная реальность
с системой персонажей, временем и пространством. Тема как фундамент
художественного мира.
ТЕМА - (от греч. thema - то, что положено в основу) - предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор. Под Т. (в отличие от сюжета), понимают не то, что непосредственно изображено в произведении, а то, что «прочитывается» за событиями, конфликтом, взаимоотношениями героев и т. п.
Вопрос о вечных темах: онтологические и антропологические универсалии. Темы-архетипы. Надиндивидуальные (национально-исторические и т.п.) и индивидуальные темы (духовно-биографические, экзистенциальные и т.п.).
Слайд 12
Идея
Идея: а) проблема объективности идеи как умопостигаемой сущности;
б) идея как основа субъективного опыта.
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - (от
греч. idea - идея, понятие, первообраз, представление) - главная мысль, лежащая в основе художественного произведения. И. х. реализуется через всю систему образов, раскрывается во всей художественной структуре произведения и таким образом дает представление об авторском отношении к изображенному.
Специфика художественной идеи в сравнении с научными, философскими и религиозными: глубина и профетизм.
Идея и автор: вопрос об авторской преднамеренности и непреднамеренности. Вдохновение.
Слайд 13
Автор
АВТОР - (от лат. au(c)tor - создатель) -
следует разграничивать понятия:
1) биографический А., писатель; 2) А. -
создатель (творец) произведения литературы, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения; 3) А. - образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него; 4) А. – «знак художественной системы» (определение Г. Гуковского).
Слайд 14
Автор как субъект художественной реальности.
Проблема художественной целостности: художественная
объективность и субъективность. Творческая свобода автора как основа подлинности
художественного опыта и его воплощения. Концепция «смерти автора».
Типы авторской эмоциональности в художественных произведениях: эпика, героика, трагизм, смех, ирония, сентиментализм, «умиление» (Достоевский), идиллия, романтика, «скорбное бесчувствие» (А. Сокуров).
Слайд 15
Хронотоп
ХРОНОТОП - (от греч. chronos - время и
topos - место) - изображение (отражение) времени и пространства
в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Термин введен М.М. Бахтиным. Х. воспроизводит пространственно-временную картину мира и организует композицию произведения, но при этом не прямо, непосредственно отображает время и пространство, а рисует их условный образ, поэтому в произведении искусства художественное время и художественное пространство не тождественны реальным, это именно образы времени и пространства со своими признаками и особенностями.
Различные составляющие Х. в произведениях зачастую могут иметь символический смысл.
Виды хронотопов. «Борьба хронотопов».
Слайд 16
Художественный образ
Литература и семиотика. Литературно-художественный процесс как особый
вид семиозиса. Образ как особый знак в типологии знаков.
ОБРАЗ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала. О. х. помогает не только воспроизвести то или иное явление действительности, но и выразить его сущность. Двойствен по своей природе: с одной стороны, представляет собою продукт предельно индивидуализированного художественного описания, с другой — обладает функциональностью символа и несет в себе обобщающее начало. О. х. создается с помощью типизации, обобщения, вымысла (условности) и имеет самостоятельное эстетическое значение.
Слайд 17
Литература и герменевтика
Герменевтика как искусство и теория понимания
и истолкования текстов. Герменевтика как методологическая основа гуманитарного знания
в целом и литературоведения в частности.
Слайд 18
Теория жанра. Тайна жанра как тайна онтологии.
ЖАНР ЛИТЕРАТУРНЫЙ
- (от франц. genre - род, вид) - форма,
в которой реализуются основные роды литературы: эпос, лирика и драма, характеризующаяся теми или иными общими сюжетными и стилистическими признаками. Различают Ж. л.: в эпосе - роман, повесть, рассказ, очерк, сказка, былина и др., в лирике - стихотворение, ода, элегия и др., в драме - трагедия, комедия, драма и др. Каждому Ж. л. свойственно определенное «жанровое содержание» (тематика, проблематика, масштаб охвата изображаемого мира).
Слайд 19
Основная литература (учебники)
Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др.
История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание.
(УБ, ч. з. N 1, НА).
История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Н.А.Соловьевой. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА).
История зарубежной литературы XVIII века. Под ред Б.И.Пуришева. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, 4).
Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX в.. М., 1993. (УБ, ч. з. N 1, НА).
Тронский М.И. История античной литературы. Л., 1991. (УБ, ч. з. N 1, 4).
Слайд 20
Основная литература (художественные тексты)
Первый семестр
Чехов. Чайка. Вишневый сад.
Гомер.
Илиада. Одиссея (фрагменты).
Эсхил. Орестея. Прометей прикованный.
Софокл. Царь Эдип. Антигона.
Еврипид.
Ипполит.
Вергилий. Энеида (фрагменты).
Гораций. Послание к Пизонам.
Овидий. Искусство любви. Скорбные элегии.
Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах (фрагменты).
Роман о Тристане и Изольде.
Данте. Новая жизнь. Божественная комедия (фрагменты).
Петрарка. Слово, читанное Ф.Петраркой в Риме на Капитолии во время его венчания лавровым венцом. Канцоньеры (отдельные тексты). Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру.
Сервантес. Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчский.
Шекспир. Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. Сонеты.
Кальдерон. Жизнь есть сон.
Корнель. Сид.
Расин. Федра.
Мольер. Тартюф. Дон Жуан.