Слайд 2
1300 лет живет "Китаби-Деде Горгуд", являющийся великим историческим
памятником азербайджанского народа, всех тюркоязычных народов.
Слайд 3
"Китаби-Деде Горгуд" - это главная наша книга. Деде
Горгуд - наш древний предок.
Слайд 4
Дастаны (сказания) о Деде Горгуде, уходящие корнями в
мифологическое мировоззрение, приняли письменный вид в XI веке .,
а дошедшие до нас экземпляры являются рукописями, написанными в XVI веке. По мнению первого исследователя этого литературного памятника, немецкого ученого Фридриха Дитца, некоторые его сюжеты, например, связанные с образом Одноглазого ("Тепегёза"), стали примером для создания подобного сюжета в Древней Греции. Образ Одноглазого в "Китаби Деде Горгуде" более древнее, чем подобный персонаж Полифема в "Одисее" Гомера.
Слайд 5
До сих пор известны две рукописи "Китаби Деде
Горгуд". Одна из них - Дрезденский экземпляр, вывезенный из
Стамбула немецким востоковедом Ф. фон Дитцом в Германию и подаренный Дрезденской библиотеке, состоит из двенадцати отдельных преданий (в каждом из таких сюжетов-преданий повествуется о разных событиях).
Слайд 7
Другой экземпляр дастана был обнаружен в 50-х годах
ХХ века в Ватикане и состоит из одного сюжета-предания
и предисловия.
Слайд 9
По традиции, авторство этого сказания приписывается Деде Горгуду.
Историк XIV века Айбек ад-Давадари и Фазлуллах Рашидаддин отмечают,
что Деде Горгуд жил во времена пророка Мухаммеда и был направлен к последнему тюрками как посол. И в предисловии этого дастана отмечал, что Деде Горгуд жил во время пророка Мухаммеда.
Слайд 11
Первое сказание повествует о том, как у Дерсе-хана после
долгих молитв и богоугодных деянии рождается сын, необычайно сильный
и одаренный. Коркут дает ему имя Бугач (бык). Джигиты завидуют Бугачу и рассказывают отцу разные небылицы о его любимом сыне. Дерсе-хан, разгневавшись, смертельно ранит Бугача. Далее говорится о силе материнской любви: материнское молоко, смешанное с соком горного цветка, спасает юношу.
Слайд 12
О разграблении дома Салор-Казана врагами и о доблестях
Черного пастуха (Гараджа-чабана), отстаивавшего честь и добро хана, говорится
во втором сказании.
Слайд 13
Третье сказание посвящено приключениям Бамси-Бейрека, сына Бай-Буры, преодолевающего препятствия
на пути к сватовству к дочери Бай-Биджан-бека Бану-Чичек.
Слайд 14
Четвертое сказание повествует о том, как Уруз — сын
Казана был взят в плен и как огузские беки
после кровопролитных боев освободили его.
Слайд 15
пятое сказание о Домруле. Герой ищет человека, который путем
самопожертвования спас бы ему жизнь. Никто-ни отец, ни мать-не
желают умирать за сына, только жена его проявляет готовность пожертвовать собой.
Слайд 16
О приключениях джигита Кан-Турали в борьбе за прекрасную
Сельджан-хатун — дочь трапезундского тагавора (князя)-рассказывается в шестом сказании.
Слайд 17
В седьмом мы знакомимся с подвигом джигита Иекенка, освободившего своего
отца Казылык-Коджи из плена.
Слайд 18
Восьмое сказание посвящено приключениям Бисата, сына Аруз-Коджи, вскормленного львом.
Тут рассказывается, как Бисат одолел Тепегёза, чудовищного одноглазого великана,
и спас от гибели огузов.
Слайд 19
В девятом сказании Имран сын Бекиля одерживает победу над врагами,
которые хотели вероломно воспользоваться тем, что Бекиль, бесстрашный пограничник
хана, сломал ногу на охоте.
Слайд 20
О джигите Секреке, спасшем брата из плена, повествует десятое
сказание.
Слайд 21
Одиннадцатое гласит о том, как Салур-Казан был взят в
плен и как сын Уруз освободил его.
Слайд 22
двенадцатом сказании речь идет о межплеменных раздорах: внешние огузы
во главе с Аруз-беком поднялись против внутренних огузов, убили
храброго Бейрека. Казан-хан подавил этот мятеж и положил конец раздорам между огузами.
Слайд 23
Храбрость огузов не знала предела
Враги (Гяуры вчерных одеяниях)боялись
их .Поэтому нападали на них во сне(«маленькая смерть»)
Слайд 24
Любовь к Родине ,заставляла огузов забыть обиды(«О Имране
сыне Бегиля»)
Слайд 25
Уважение к матери,женщины
(О разграбление дома Салур Газана)
Счастье огузского
дома-приветливая жена,добрая хозяйка
Слайд 26
Огузов строгая военная дисциплина.Все вопросы решались на военном
совете.созываемом «ханом ханов «Баяндур ханом
Слайд 27
Право матери равнозначно права Бога
Слайд 29
Адам Олеарий и Эвлия Челяби утверждают ,что могила
Горгуда в Дербенте
Слайд 30
В произведении Абу Бекра аль Исфагани говориться,что Огуз
каган похоронен около озера Гейча