Слайд 2
«Поэзия нонсенса шлифует ум детей, воспитывает юмористическое отношение
к действительности,… без этих весёлых и смешных стишков, без
словесной игры, которая в них содержится, ребёнок не овладеет своим родным языком в совершенстве».
Среди различных средств, способствующих воспитанию чувства юмора у детей, наиболее действенным является художественная литература с комическим содержанием. При чтении юмористических произведений ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса, так и от полученного результата. Юмористические произведения способствуют более интенсивному и оптимальному развитию памяти, воображения, восприятия, внимания, а также воспитанию у детей жизнерадостности, настойчивости, уверенности в своих силах; помогают избавиться от таких отрицательных нравственных качеств, как трусость ,самоуверенность, зазнайство, неряшливость. Это в свою очередь определяет успешность учебы ребенка. Исследования психологов доказывают, что дети, обладающие чувством юмора, более добродушны, мягки и доброжелательны в отношениях с окружающими, пользуются симпатии ей и любовью сверстников.
Слайд 3
Юмористические произведения можно классифицировать следующим образом: комический эпос
(ему присуща сказочная или басенная условность,аллегоричность, веселая игра, легкость,
юмор), например, «Час потехи» Б. Заходера;– юмористические рассказы (написаны живым разговорным языком,содержат смешные сцены, отличаются динамичным повествованием),например, рассказы Н. Носова;– произведения, сочетающие свойства комического и лирического, например, произведения Е. Благининой, С. Михалкова– юмористические рассказы о животных (их характерная черта – искусное смешение реального и чудесного; основная идея – гармония
человеческих чувств прекрасного и смешного в природе), например,«Кот-ворюга» К. Паустовского;
– юмористические сказки (воспитывают эмоции, учат добру, благородству и чести), например, «Золотой ключик» А. Толстого. Большее внимание уделяется комическому эпосу или юмористическим произведениям в стихах. Авторы-составители учебников отдают предпочтение произведениям Б. Заходера, К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Г.Остера.
Слайд 4
Борис Заходер
9 сентября 1918 – 7 ноября 2000
русский
советский поэт, детский писатель, переводчик, популяризатор мировой детской классики
Слайд 5
Жизненный и творческий путь Бориса Заходера
Борис Заходер родился
в городе Кагуле (Молдавия)
Отец Бориса Заходера работал юристконсулом.
Мать
Заходера занималась техническими переводами
В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Драться он не любил, зато все время читал и еще... очень любил животных.
Слайд 6
В Москве прошло детство писателя. Его очевидная одаренность
проявилась рано. В детстве освоил немецкий язык.
Борис рано
заинтересовался литературой, придумывал сказки и загадки, рассказывал их товарищам, и те слушали его с интересом. Начал свое творчество Б.Заходер с переводов. Мальчишкой, решив «утереть
нос Жуковскому», он перевел «Лесного царя» Гете.
В 1935 году Заходер окончил школу. Сначала работал на заводе учеником токаря, учился в Московском авиационном институте, потом на биологическом факультете сперва Казанского, потом Московского университетов
Он писал стихи, и поэзия постепенно занимала все большее место в его жизни. Борис Владимирович поступает в Литературный институт имени М. Горького.
Борис Заходер с группой студентов-добровольцев в 1939 году уходит на финскую войну.
Слайд 7
С марта по 22 июня 1941 года он
продолжает учебу в Ленинституте, пишет стихи, очерки. На Великую
Отечественную войну Заходер тоже ушел добровольцем – в первые же дни.
В 1946 году вернулся в Москву. И уже через год с отличием окончил Литературный институт.
Как детский поэт Заходер дебютировал в журнале «Затейник» в 1947 году с веселым стихотворением «Морской бой» под псевдонимом Борис Вест
1955 году вышел первый сборник поэта для ребят «На задней парте».
В 1958 году принят в Союз писателей
Скончался Борис Владимирович Заходер 7 ноября 2000 г. в Москве
Слайд 8
«Веселые стихи» в творчестве детского поэта
Основная тема детской
поэзии Заходера — мир животных, среди которых со своими
убедительными и яркими, индивидуализированными характерами и повадками предстают как хорошо известные персонажи (кенгурята, антилопы, верблюды, хорьки, страусы), вызывающие не только умиление, но и раздражение такими чертами, как дикость, невежество, самолюбование, глупость (это кабаны, носороги, павлины, попугаи), так и невиданные звери. То или иное качество присваивается животному в момент знакомства с ним, тогда как характер аллегорического персонажа закреплен за ним традицией. Спонтанность мышления отличает «поэта» Заходера.
Слайд 9
«Веселые стихи» в творчестве детского поэта
Ассоциации, каламбуры, перевертыши,
логические игры рождаются будто на бегу и застывают в
стихах:
Под собой не чуя ног,
Скачет резвый рапунок.
Игра в слово – основа сказочного вымысла в творчестве Заходера – и не только в стихах, а и в прозе, и в переводах. Играя в слова-омонимы, поэт совершает чудеса:
Вихрем мчится под водой
Головастик молодой
А за ним – еще пяток
А за ним – сплошной поток…
В его книжках:
Умеют Львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!
Слайд 10
Заходер выступает как поэт-анималист, рассказывая занимательные истории о
животных, вступая в диалоги с ними(«Пипа Суринамская»). Присутствует в
произведениях и мораль, но ее дидактизм растворен в шутке, игре.
Герой Заходера рассматривается в первую очередь в отношении своих социальных функций. Сквозь зоологический эпос просвечивает эпос человеческого общества.
Б. Заходер пользуется всей палитрой комического – от мягкого юмора до иронии и сатиры, - смешивая их во всевозможных пропорциях. К тому же речь от лица ребенка сообщает стихотворному повествованию энергию детского оптимизма, а воображению – раскованность.
Среди героев Заходера не только животные. Есть цикл стихов о школьниках – «На задней парте».
Кроме «родных» есть у Бориса Владимировича и «иностранные» книжки. Заходер не перевел все эти книги, он их пересказал или, вернее, как выразился один поэт, «написал их по-русски».
По его произведениям ставили спектакли и снимали мультфильмы, причем пьесы и сценарии он писал в основном сам.
Слайд 11
Перевод Заходера: Алиса в стране чудес
Математик и Козлик
Делили
пирог.
Козлик скромно сказал:
--Раздели его вдоль!
--Тривиально!— сказал Математик.—
Позволь,
Я уж лучше
его разделю поперек!—
Первым он ухватил
Первый кус пирога.
Но не плачьте,
Был тут же наказан порок:
«Пи» досталось ему
(А какой в этом прок?!)
А козленку…
Козленку достались
Рога!
Перевод Заходера – яркий пример функционального перевода. Он воспроизвел эффект комичности с помощью аналогов, воспринимаемых на русском языке.
Слайд 12
«Сказки для людей»
Прозаические сказки Б.Заходера 60-70-х годов («Русачок»,
«Серая Звездочка», «Отшельник и Роза», «Сказка про все на
свете», «Жил-был Фип» и др.) вошли в цикл под названием «Сказки для людей». Беря за основу научный факт из зоологии, писатель подводил под нравственное , т.е. человеческое, обобщение.
В предисловии к «Сказкам для людей» Заходер писал, что эти сказки рассказывают сами звери: «Всем людям – и взрослым, и детям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И хотят, чтобы люди относились к ним хорошо. Чтобы были к ним добрее. И они надеются, что, когда люди их лучше узнают, они станут к ним добрее, именно затем звери и рассказывают о своей жизни, о своих радостях и печалях, о своих веселых приключениях…»
Экология и нравственность объединяются в миропонимании Заходера.
Слайд 13
Сказка «Серая Звездочка»
Серая Звездочка - это история о
Доброте, о Понимании, о Любви к окружающим тебя живым
существам. Очень поучительная, но в прекрасной, ненавязчивой форме рассказанная история.
Серая Звездочка – это именно сказка. Она уходит корнями
в народный фольклор и вместе с тем полна авторских особенностей.
Связана с фольклором сама форма сказки – это
мотив рассказа. Историю Серой Звездочки рассказывает своему маленькому Ежонку папа Ёжик.
Образ Необычной главной героини тоже родом из сказки:
Так вот, жила-была жаба - неуклюжая, некрасивая, вдобавок
от нее пахло чесноком, а вместо колючек у нее были - можешь себе представить! – бородавки. Брр!
Одна из основных философских категорий, которыми живет сказка,- категория «видимости и сущности».
Слайд 14
Поступки Серой звездочки:
Серая Звездочка помогает жителям сада. Она
очищает сад от вредителей. Именно добро и должен творить
главный герой фольклорной сказки. Все цветы и бабочки, а с ними и маленький читатель знают, что жаба «добрая, хорошая и полезная». И это так важно и самоценно, что никто даже не замечает, что Серая Звездочка — «неуклюжая и некрасивая».
«Она жила в саду, где росли Деревья, Кусты и Цветы, а ты должен знать, что Деревья, Кусты и Цветы разговаривают только с теми, кого они очень-очень любят. А ведь не станешь ты называть того, кого ты очень-очень любишь, жабой?»
Автор использует переклички с произведением Андерсена, где состоялся диалог естествоиспытателя и поэта: «А разве не прекрасно это народное поверье, что в голове жабы — безобразнейшего животного — часто скрыт драгоценный камень? Возьми людей, и к ним это можно отнести. Вспомни Эзопа, Сократа!».
То, что в конце повествования Серая Звездочка и все ее собратья решают помогать друзьям только ночью, так же указывает на ее фольклорную основу. «Логика и атмосфера» полезных дел в народной сказке, показывает, что чаще всего они осуществляются ночью
Сказка раскрывает перед юным читателем мир, в котором обманчивость внешнего часто противоречит и той пользе, которую приносит в этот мир скрытое в этой оболочке живое существо. А ведь в мире людей тоже так бывает. Именно эту идею пытается донести Заходер до ребенка.
Слайд 15
Цикл стихотворений «В моей Вообразилии»
Страна Б. Заходера «Вообразилия»
-происходит от слова «воображение»
В моей Вообразилии,
В моей
Вообразилии,
Болтают с вами запросто
Настурции и лилии…
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии
В этой удивительной стране «львы косматые» скачут на палочках и мраморные статуи играют в салочки. В этой стране у всех «вырастают крылья» и каждый становится волшебником.
Здесь сочувствуют людям, лишенным воображения, потому что они никогда не смогут побывать в этой стране, которая «удобно расположена» прямо у нас в голове.
Слайд 16
Цикл стихотворений «В моей Вообразилии»
Стихотворение цикла очень ритмичное,
легко сканируется, для передачи восторженного отношения автора к чудесной
стране используются повторы «в моей Вообразилии».
В этой чудесной стране живут удивительные животные,
Чуженица. К. Чуковский «Муха-Цокотуха» : «А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться…». Так автор вплетает в стихи детское умение переставлять слоги в словах, образуя новые, нелепые слова.
Игра со словами, буквами – основа творчества Б. Заходера. Он обладает языковым чутьем, виртуозностью смысловой и семантической игры.
Слайд 17
Используются слова из детской этимологии и в стихотворении
«Кавот и Камут». Эти звери образованы от звучания слов
«кого-то» и «кому-то».
У меня под кроватью живет
Симпатичнейший в мире Кавот…
И трудно это чудо накормить, потому что
Каждый кусок почему-то
Попадает в желудок Камута…
А еще живут в Вообразилии веселый синий Себеха, Бука и Бяка и даже «чудо природы» Мним (никем никогда не виданное животное, от слова «мнимый» – несуществующий).
Слайд 19
Один из самых читаемых и издаваемых сегодня
детских писателей, родился в Одессе в семье моряка.
Стихи начал писать в 16 лет.
Первый сборник вышел в Мурманске в 1975году, когда писатель служил матросом на Северном флоте.
Заочная учёба в Литературном институте заняла 12лет. За это время он поработал в Ялте сторожем на Полянке сказок, написал множество сценариев к мультфильмам, детские пьесы и стихи.
Григорий Бенционович Остер 27 ноября 1947года
Слайд 20
В 1990 году издал первую книгу
«Вредных советов».
Или «Нарушение правил вежливости, приличия, этикета и другого».
Педагоги попадали
от неё в обморок, а дети и родители читали с восторгом.
«Если вы по коридору
Мчитесь на велосипеде,
А навстречу вам из ванной
Вышел папа погулять,
Не сворачивайте в кухню,
В кухне твёрдый холодильник, Тормозите лучше в папу,
Папа мягкий. Он простит.»
Слайд 21
После «Вредных советов» Григорий Остер начал сочинять нескучные
задачи, и вышел «Задачник».
ЗАДАЧКА:150 мальчиков дёрнули за косички 285
девочек.
80 дёрнутых заревели, а остальные дали сдачи. Сколько девочек дали сдачи?
Слайд 22
Потом писатель написал «Нечеговедение»,
«Конфетоведение»,
«Вритературу»,
«Квартироведение» «Папамамалогию»,
«Визгкультура»,
«Остров Эскадо»,
«Книга о вкусной
и здоровой пище людоеда»,
«Петька-микроб»
«Ничего прекрасней детства
Человеку не дано.
Свет его
сквозь годы мчится
В подрастающей душе.
Знай, что в каждом взрослом сердце
Есть заветный уголок,
Там калачиком свернулся
Папин старенький ремень.»
Слайд 23
«Когда родители вбегут
И спрашивать начнут, О чём
же думал ты, когда
Плевался из окна,
Кормил салатом пылесос,
Газеты поджигал
И спихивал с балкона вниз
Фарфоровый сервиз,
Спроси родителей своих:
А сами-то они
На что надеялись, когда
Себе однажды вдруг
Решили мальчика родить
И завели тебя?»
Слайд 24
Кроме вредных советов и задач, Григорий Остер пишет
замечательные сказки. Одна из них
- «Сказка с подробностями».
В ней
2 главы: глава первая и глава последняя. А остальное – «подробности».
Приходилось ли вам решать такие задачи:
«Мост плюс уши делим на щук, отнимаем мотоцикл с коляской и полученный результат умножаем на овец.
То, что получится, снова делим. Теперь уже на домино. В результате мы имеем: приличную скорость и рога в уме. Всё правильно, ответ сходится»
Так вычислял скорость своего мотоцикла один из героев книжки –Иван.
Слайд 25
«Если твой сосед по парте
Стал источником заразы,
Обними
его – и в школу
Две недели не придёшь».
«Не
обижайся на того,
Кто бьёт руками вас,
И не ленитесь каждый раз Его благодарить,
За то, что жалея сил
Он вас руками бьёт,
А мог бы в эти руки взять
И палку, и кирпич.»
«Убегая от трамвая,
Не спеши под самосвал.
Погоди у светофора,
Не покажется пока
Скорой помощи машина-
В ней полным полно врачей.
Пусть они тебя задавят.
Сами вылечат потом.»
Слайд 26
Одни, читая эти книги, весело смеются, другие пишут
возмущённые письма и критикуют.
Но многотысячные тиражи книг писателя востребованы
читателями.
Он стал лауреатом конкурса читательских симпатий «золотой ключик»(1996г). По его сценариям снято более 60 мультфильмов.
Котенок по имени Гав, герои сериала «38 попугаев» и другие придуманные Григорием Остером персонажи заняли прочное место среди любимцев детворы.
Слайд 27
Восприятию и анализу комического можно и нужно учить с детского
возраста.
Чем чаще мы используем в повседневной жизни юмор,
тем чувствительнее дети становятся к нему, легче откликаются на шутки.
Если произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, объем опыта, то литература должна быть соответствующей: интересной, динамичной и нравственной.
Детская книга должна учитывать их интересы, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма.
У детской литературы есть свойство, без которого она не была бы собою - юмор. Оно обусловлено натурой ребенка, у которого, по выражению Корнея Чуковского, «есть великая потребность смеяться». Важно дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности. На пути своего развития ребята должны научиться оценивать хорошую шутку, ощущать каламбур и веселое звучание поговорки.
Если мы хотим вырастить мыслящих людей, а не заторможенных исполнителей чужих распоряжений, то мы никак не должны лишать детей такого «витамина роста», как игровые стихи с юмором, парадоксами, небывальщиной!!!