Слайд 2
Чехов писал: «Вышла у меня не драма, а
комедия, местами даже фарс»
…Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное,
так это только наш вишневый сад…
Л.А.Раневская.
Слайд 6
Возвращение Раневской из-за границы.
…О, мои грехи…Я всегда сорила
деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за
человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского, - он страшно пил, - и на несчастье я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время, - это было первое наказание, удар прямо в голову, - вот тут на реке…утонул мой мальчик, и я уехала за границу, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки….А там, в Париже, он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться…Так глупо, стыдно…И потянуло вдруг в Россию, на родину…Господи, будь милостив, прости мне грехи мои! Не наказывай меня больше!
Слайд 7
Разговор Лопахина с Раневской.
…Ваш брат, Леонид Андреевич, говорит
про меня, что я хам, я кулак, но это
мне решительно все равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. Боже милосердный! Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную…больше, чем родную…
Слайд 8
Лопахин – новый хозяин имения.
Боже мой! Вишневый сад мой! Если бы отец и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все посмотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…Музыка, играй!
Слайд 9
…Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все…когда-нибудь станет
для него близким, понятным, только вот надо работать, помогать
всеми силами тем, кто ищет истину…
Слайд 10
Имение обречено; обречены и герои — Раневская,
Гаев, Аня и Варя — им не на что
жить, не на что надеяться. Предлагаемый Лопахиным выход для них невозможен. Все для них символизирует прошлое, какую-то давнюю, прекрасную жизнь, когда все было легко и просто, и даже умели сушить вишню и возами отправлять в Москву... Но теперь сад состарился, урожайные годы редки, способ приготовления вишни забыт... Постоянное неблагополучие чувствуется за всеми словами и поступками героев... И даже надежды на будущее, высказанные одним из самых деятельных героев — Лопахиным — неубедительны. Неубедительны и слова Пети Трофимова: “Россия — наш сад”, “надо работать”. Ведь сам Трофимов — вечный студент, который никак не может приступить к какой-либо серьезной деятельности. Неблагополучие и в том, как развиваются отношения между героями (Лолахин и Варя любят друг друга, да почему-то не женятся), и в их разговорах. Каждый говорит о том, что его интересует в данный момент, и нс слушает других. Героям Чехова свойственна трагическая “глухота”, поэтому в диалогах мешается важное и мелкое, трагическое и глупое.
Слайд 13
В “Вишневом саде”, как и в человеческой жизни,
перемешаны обстоятельства трагические (материальные трудности, неспособность героев к действию),
драматические (жизнь любого из героев) и комические (например, падение Пети Трофимова с лестницы в самый напряженный момент). Везде виден разлад, даже в том, что слуги ведут себя, как господа. Фирс говорит, сравнивая прошлое и настоящее, что “все враздробь”. Существование этого человека словно бы напоминает молодым, что жизнь началась давно, еще до них. Характерно и то, что его забывают в имении...
И знаменитый “звук лопнувшей струны” — это тоже символ. Если натянутая струна — готовность, решительность, действенность, то лопнувшая струна — конец. Правда, есть еще неясная надежда, ведь повезло же соседнему помещику Симеонову-Пищику: он не лучше других, а у него то глину нашли, то прошла железная дорога...
Жизнь и грустна, и весела. Она трагична, непредсказуема, — об этом и говорит Чехов в своих пьесах. И поэтому так трудно определить их жанр — ведь автор одновременно показывает все стороны нашей жизни...