Слайд 4
В этой книге соединились рассказы
писателя о русской деревне: «Чистый Дор», «Листобой», «Про них»;
о жизни на пограничной заставе, об отважной поисковой собаке – Алом. «Полынные сказки» и «Шамайка – королева кошек» завершают том.
Герои этой книги Юрия Коваля живут не где-нибудь за тридевять земель или на других планетах. И мудрый дядя Зуй, и приветливая бабка Пантелеевна, и школьница Нюрка, и еще многие хорошие люди из «Чистого Дора» – все это наши земляки, соотечественники.
Березняк на закате и голубое поле цветущего льна, светлое окошко дома и осенний ветер-листобой – это наша Родина.
Слайд 5
В книге «Полынные сказки» Юрий
Коваль рассказывает о давно минувших днях, о людях, живших
в далекие времена. Но эти времена рассказаны писателем как чудо, как сказка, где люди добры, по-сказочному сильны и мудры.
Слайд 7
В центре этой приключенческой повести
– жизнь бездомной кошки, ее борьба за существование. Она
умело выходит из сложных ситуаций, порой даже трагических.
Слайд 8
В этот сборник вошли прозаические
миниатюры, рассказывающие о животных, о явлениях природы, о деревенских
жителях.
Слайд 9
Герой этой повести строит «самую
легкую лодку в мире, и отправляется путешествовать по северным
озерам. В пути героя ожидают странные происшествия, неожиданные встречи.
Слайд 10
Его зовут Наполеон Третий, он
– песец-подросток, у которого есть мечта, и ради нее
он круто меняет жизнь…
Недопесок – это каждый из нас, кто мечтает о смелой и яркой жизни. Кто предпочтет клетке, даже самой уютной, дорогу, которая обещает радость новых открытий, новых встреч и, может быть, опасностей – так интересней жить, так воплощается мечта! За свою мечту надо бороться, преодолевая трудности. И тогда мечта обязательно сбудется!
Слайд 12
Это очень веселая книга. Много
смешных и загадочных приключений происходит с главным героем книги
– с добрым и доверчивым Васей Куролесовым.
Он сталкивается с бандитами, вступает с ними в схватку и побеждает, проявив неподдельную храбрость и настоящую смекалку!
Вот какой отличный парень живет в деревне Сычи.
Слайд 15
«Пять похищенных монахов» вторая часть
трилогии – продолжение «Приключений Васи Куролесова».
Так
же как и первая книга, это юмористический детектив, рассказывающий о том, как с одной из московских голубятен украли пять голубей породы «монахи», и как милиционеры города Карманова помогли ребятам разыскать их.
«Промах гражданина Лошакова (Куролесов и Матрос подключаются)» третья часть трилогии рассказывает о том, как милиционеры города Карманова задержали опаснова бандита по кличке Харьковский пахан.
Слайд 16
Замечено: с появлением на столе
прозрачно-сияющей пирамидки – «магического кристалла» – в доме многое
меняется. Воздух как будто становится чище, настроение – лучше. А заоконный мир неожиданно расширяется…
Так бывает и с книгами Коваля.
Сколько граней у прозы Юрия Коваля?
Ровно на все четыре стороны света.
Природа.
Люди.
Зверье и всяческие там рыбы-птицы.
Ну и, конечно же, сам автор. Его яростно-яркое «Я».
Первая грань – циклы рассказов «Чистый Дор», «Листобой», «Кепка с карасями». Здесь писатель открывает чудеса природы и чудеса человеческой души. Вторая – юмористические повести о Васе Куролесове. Писатель не старался рассмешить во что бы то ни стало. Он доволен, когда читатель просто улыбается. Улыбка сближает людей, она похожа на теплый лучик, протянувшийся от человека к человеку. Третья – «Пограничный пес Алый», «Недопесок», «Капитан Клюквин», «Полынные сказки» и многое другое.
В своих книгах Юрий Коваль, как волшебник с ярким, многоцветным фонарем, так показывает, высвечивает вроде бы знакомую нам повседневную жизнь, что мы начинаем в привычном и обыденном находить красоту. Все, что написал Коваль, проникнуто застенчивой любовью к земле, на которой мы живем, сердечной привязанностью к людям.
Многогранна сама жизнь в прозе Юрия Коваля, неожиданна и достоверна во всех его произведениях. В стогу сена въезжает на санях в деревню зазимовавшийся медведь; на картофельном складе объявляется пес прямо-таки с человеческим чувством юмора; человек играет на гитаре, а прирученная им птица сидит на грифе и подпевает; деревенская ворона «влюбляется» в жену тракториста; мальчик делает бабочку из бумаги, чтобы почувствовать «материальность» воздуха. Список обыкновенных чудес в книжках Коваля можно продолжать до бесконечности: сосны у него – медные трубы отбушевавшей войны; с наступлением зимы вода не замерзает, а просто на время закрывает глаза.
У Коваля зоркий взгляд художника, ведь он сам прекрасно рисовал: «На опушке остановился. Глянул вокруг – и горячими показались гроздья рябины. Красный цвет бил в глаза. А дрозды, перелетавшие на рябинах, тоже казались тяжелыми, красными» («Последний лист»).
Слайд 17
Он умел останавливать мгновенье, видя
красоту, не доступную обычному глазу:
«Поздней осенью
с первой порошей пришли к нам из северных лесов снегири.
Пухлые и румяные, уселись они на яблонях, как будто заместо упавшихяблок.
А наши коты уже тут как тут. Тоже залезли на яблони и устроились на нижних ветвях. Дескать, присаживайтесь к нам, снегири, мы тоже вроде яблоки.
Снегири хоть целый год и не видели котов, а соображают. Все-таки у котов хвост, а у яблок – хвостик.
До чего ж хороши снегири, а особенно – снегурка. Не такая у них огненная грудь, как у хозяина-снегиря, зато нежная – палевая.
Улетают снегири, улетают снегурки.
А коты остаются на яблоне.
Лежат на ветках и виляют своими яблочными будто хвостами».
Одной фразой Коваль создает объем и глубину: «Кончились дожди – появилась в лесах золотая осень» («На картошке»). В звуках – мощная энергия: «А новый певец, приозерный уже, пулькает-булькает, клыкает-клокает, пленькает-плинькает да вокруг как рассыплет по поверхности озера сразу с полтысячи бус!» («Соловьи»). Целый роман – в одном слове: «пылшыкы» – так старушка Орехьевна называет мужиков, которые ходят по деревням, пилят-колют дрова.
Есть у писателя серия миниатюр о природе: «Стеклянный пруд», «Заячьи тропы», «Журавли», «Снег», «Бабочки», «Жеребенок». В каждой из них душевная боль от понимания того, что каждое мгновение жизни невозвратимо.
Трилогия о Васе Куролесове – пародийный, юмористический детектив. Много смешных и загадочных приключений происходит с главным героем. Юмор и острая фабула – приметы прозы Юрия Коваля, считавшего, что воспитание чувства юмора это в конечном итоге воспитание свободы души.
В «Полынных сказках» Юрий Коваль описал деревенскую жизнь средней России во всем ее многообразии от весны до зимы, от сева до уборки, от рождения до смерти. Есть здесь печаль и боль, и все же эта книга – о счастье и гармонии.
Все увиденное, услышанное, пережитое переливается и переплетается в «магическом кристалле» писателя, преломляется то в смешное, то в грустное… Завораживает какой-то особенной, хрустальной чистотой и глубиной.
Слайд 18
Волшебство еще и в том,
что его житейский опыт копился как бы сам собой:
учитель в сельской глубинке, прирожденный рыбак и заядлый охотник… Странствующий – с блокнотом и этюдником – художник.
Не удивительно, что отблески четвертой грани – его «Я» – все еще живут в сердцах и глазах знавших его людей.
О, как он пел!
И как играл на гитаре…
Как говорил и рассказывал…
Как смеялся!
Как…
К счастью, «магический кристалл» его прозы не имеет земных пределов.
Пересказывать поэтику книг Юрия Коваля – занятие малополезное. То же самое, что пытаться своими словами передать содержание лирического стихотворения. Хочется только сказать об удивительной чистоте фраз, музыкальном звучании книжных страниц. Такие книги нельзя читать наспех, проглядывать – их необходимо пробовать на слух.
Слайд 19
Литературно-художественный анализ произведения
Ю.И. Коваля
«Алый» – рассказ Юрия Иосифовича
Коваля.
В этом рассказе описана жизнь погранзаставы и борьба с нарушителями границы, но все же он о верности и любви простого паренька по фамилии Кошкин и молодой овчарки по кличке Алый.
Рассказ учит добру и дружбе, отваге и любви к Родине, ответственности за наших близких , умению быть терпеливым и настойчивым в достижении поставленной цели.
В рассказе два главных героя: рядовой погранзаставы Кошкин и пограничный пес Алый. Эти два героя равно важны для автора. Это подчеркнуто комическим соотнесением фамилии солдата (Кошкин) и рода животного, а так же упоминанием, что Кошкин собак любит не очень: они его кусают.
Автор передает внутреннее состояние, настроение мысли того и другого персонажа, заставляя порой забывать, что в одном случае речь идет о человеке, а в другом – о собаке:
«Кошкин стал думать: «как же назвать этого лоботряса?»; «Алый ничего не отвечал, а про себя хитро думал: «Что я балбес, что ли? За палочкой бегать».
Кошкин и Алый предстают перед нами как отражение друг друга. У них один характер на двоих. Даже мысли свои и чувства они делят пополам: «…пробегал шакал, тогда Алый думал: «Беги, шакал, беги, жаль, что я пограничная собака, а то бы я тебе уши-то пооборвал». «Кошкин…глядел на шакала и думал : «Жалко, что Алый – пограничная собака, а то бы он от этого шакала камня на камне не оставил».
Оба умные, смелые, обладающие хорошим чувством юмора, упорные и трудолюбивые, обладающие большим чувством ответственности.
«Трудное дело – охранять границу. Днем и ночью ходили Кошкин и Алый по инструкторской тропе».
Они любят друг друга и заботятся друг о друге.
Когда Кошкин и Алый повстречали медведя: «Кошкин изо всей силы рванул поводок и отбросил Алого назад».
А в заключительной части, уже умирая и понимая, что умирает, Алый жалеет не себя: «Жалко мне тебя, Кошкин…» – подумал было Алый.
Рассказ основан на авторском повествовании и диалогах. Сюжет рассказа развернутый, описательный, многособытийный. Чего только не приключается с Кошкиным и Алым.
В рассказе автор использует антропоморфизм: «Я, конечно могу укусить и сидя, - подумал Алый, - но вижу, елки-палки, что этого делать не следует – начальство».
Язык Коваля очень живописный, эмоциональный, пронизан юмором и лирикой одновременно.
Слайд 20
Рассказ имеет воспитательное значение. Он
учит любви к Родине, дружбе, верности, взаимному уважению. Тому,
что у каждого из нас есть долг перед самим собой, перед другими и, самое главное, перед страной, в которой мы живем.
.
Слайд 21
Все мы родом из детства,
все мы вышли из детства – так говорят. Но
не часто можно услышать о взрослом человеке: он остался в детстве. Это – особый и очень редкий дар. Юрий Коваль им обладал в полной мере, будучи при этом человеком очень даже взрослым, чрезвычайно ответственным по отношению к людям и животным, а главное – к слову, к собственному творчеству. «Проза должна быть такой, чтобы ты был готов поцеловать каждую написанную строчку», - говорил Юрий Коваль. Он писал нелегко, зачастую мучительно. Лучшие свои, по объему совсем не большие книги он писал годами. Зато и написаны они так, что каждая строка сияет, как поэтический бриллиант, и содержит классическую многозначность смысла, отчего книги Коваля, поражающие с первого прочтения, следует перечитывать всю жизнь, ибо каждому возрасту они открывают разные секреты.
! 1970, написав «Чистый Дор», Юрий Коваль окончательно и бесповоротно решил быть детским писателем. «Все, что я мог бы сказать взрослым, я говорю детям, и, кажется, меня понимают. Именно занятия детской литературой очистили мой стиль, прояснили мысли, выжали воду из произведений».
Изучение творчества Коваля практически только начинается, несмотря на то, что книги его давно и по праву входят в «золотой фонд» русской литературы – как детской, так и взрослой. Поэтому, настоящее, глубинное постижение его творчества, его личности, определение его истинного места в ряду русской классики – еще впереди. А пока что у нас есть его книги, фильмы, воспоминания о нем, которых день ото дня становится все больше. Писатель Юрий Коваль – из тех, чья посмертная слава многократно превосходит прижизненное признание.
Много хорошего, доброго сделано писателем за его жизнь. Увлекательные, непохожие одна на другую повести «Недопесок», «Приключения Васи Куролесова», «Самая легкая лодка в мире» и многие другие. Книги Коваля делают нас добрее, непримиримее ко всякому злу, жестокости, душевной глухоте. Эти книги любят многие тысячи маленьких и взрослых читателей. Каждый раз перечитывая книги Юрия Коваля, мы радуемся, что жил на свете мудрый писатель с волшебным фонарем в руке.