Слайд 2
Литература древней Греции
ЭПОС
ЛИРИКА
ДРАМА
Слайд 4
«ИЛИАДА»
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева
сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: Многие души
могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
Слайд 7
«ОДИССЕЯ»
Муза, скажи мне о том
многоопытном муже, который
Долго скитался с тех пор, как разрушил
священную Трою,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много духом страдал на морях, о спасеньи заботясь
Жизни своей и возврате в отчизну товарищей верных.
Слайд 8
Гесиод
(VIII—VII века до н. э.) — древнегреческий поэт и
рапсод.
Автор поэм «Труды и дни» и «Теогония»
Слайд 9
Алкей
( 620 — после 580 до н. э.) — древнегреческий
поэт, представитель мелической (музыкально-песенной) лирики.
Питтаке
Всенародным судом
отдали вы
родину бедную,
Злополучный наш град,
в руки — кому ж?
Родины пасынку!
Стал тираном Питтак,
города враг,
родины выродок.
Алкей родился на о. Лесбос и был современником и соотечественником Сапфо.
Сохранившиеся фрагменты охватывают широкий спектр тем, которые принято делить на пять классов: 1) гимны богам (пеаны), 2) бунтарские песни (стасииСохранившиеся фрагменты охватывают широкий спектр тем, которые принято делить на пять классов: 1) гимны богам (пеаны), 2) бунтарские песни (стасии), 3) застольные песни (сколииСохранившиеся фрагменты охватывают широкий спектр тем, которые принято делить на пять классов: 1) гимны богам (пеаны), 2) бунтарские песни (стасии), 3) застольные песни (сколии) 4) любовные песни (эротики), 5) прочее.
Слайд 11
Алкей и Сапфо
К Сапфо
Сапфо фиалкокудрая, чистая,
С улыбкой нежной!
Очень мне хочется
Сказать тебе словцо
тихонько,
Только не смею: мне стыд мешает.
Слайд 12
"К моей любовнице"
Блаженством равен тот богам,
Кто близ тебя
сидит, внимая
Твоим чарующим речам,
И видит, как в истоме тая.
От
этих уст к его устам
Летит улыбка молодая.
И каждый раз, как только я
С тобой сойдусь, от нежной
встречи
Замлеет вдруг душа моя
И на устах немеют речи...
А пламя острое любви
Быстрей по жилам пробегает...
И звон в ушах... и бунт в крови...
И пот холодный проступает...
А тело, — тело всё дрожит...
Цветка поблекшего бледнее
Мой истомлённый страстью
вид...
Я бездыханна... и, немея,
В глазах, я чую, меркнет свет...
Гляжу, не видя... Сил уж нет...
И жду в беспамятстве... и знаю
Вот-вот умру... вот умираю.
Слайд 13
Пиндар
( Фивы, 518 до н. э. — Аргос, 438 до н. э.)
— один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции.
Был включен в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии.
Слайд 14
Пиндар (2)
О, златая лира! Общий удел Аполлона и
Муз
В темных, словно фиалки, кудрях.
Ты основа песни и радости
ты почин!
Знакам, данным тобой, послушны певцы,
Только лишь ты запевам, ведущим хор,
Дашь начало звонкою дрожью своей.
Язык молний, блеск боевой угашаешь ты,
Вечного пламени вспышку; и дремлет
Зевса орел на его жезле,
Низко к земле опустив
Быстрые крылья.
Произведения Пиндара относятся к хоровой лирике: это обращённые к богам гимны и пеаны , дифирамбы Дионису, песни для торжественных процессий, энкомии (хвалебные песни), плачи, застольные песни и, наконец, эпиникии — оды в честь победителей на общегреческих играх.
Слайд 15
Эсхил
(525 до н. э.) — 456 до н. э.) — древнегреческий драматург, отец европейской
трагедии.
Автор 90 трагедий, в т.ч. «Прометея» и «Орестеи».
Слайд 16
Софокл
(496 - 406 до н. э.), — афинский драматург, трагик.
Автор
трагедий «Антигона», «Электра», «Филоктет», «Царь Эдип».
Слайд 18
Еврипид
(480 - 406 гг. до н. э) —
древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии.
Автор «Медеи» и «Ипполита».
Слайд 19
Аристофан
(444 до н. э. — 380 гг.) — древнегреческий
комедиограф, «отец комедии».
Автор комедий «Всадники», «Облака», «Лисистрата» и др.
Слайд 21
«Лисистрата»
Комедия о женщине, которая смогла остановить войну между
Спартой и Афинами с помощью женской «сексуальной забастовки».
Слайд 22
Литература древнего Рима
Догреческий период
Период освоения греческого наследия
«Золотой» и
«серебряный» век
Литература поздней империи
Историческая проза
Ораторская проза
Драматургия
Эпическая поэзия
Лирическая поэзия
Зарождение романной
формы
Слайд 23
Марк Туллий Цицерон
(106 до н. э. - 43
до н. э.,) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.
Автор
трактатов и речей (в частности, четырех речей против заговорщика Катилины).
Слайд 24
Квинт Гораций Флакк
(65 до н. э. - 8
до н. э.,) — древнеримский поэт «золотого века» римской литературы.
Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.
Слайд 25
ГОРАЦИЙ (2)
Горация много читали не только в древности,
но и в новое время, поэтому до нас дошли
все его произведения: сборник стихов «Ямбы», или «Эподы», две книги сатир («Беседы»), четыре книги лирических стихотворений, известных под названием «Оды», юбилейный гимн «Песнь столетия» и две книги посланий.
Слайд 26
Гораций (3)
Создан памятник мной. Он вековечнее
Меди и пирамид
выше строения.
Не разрушит его дождь разъедающий,
Ни жестокий Борей, ни
бесконечная
Цепь грядущих годов, в даль убегающих.
(«Памятник»)
«Dulce et decorum est pro patria mori».
(«Carmina»)
«Сладко и прекрасно умереть за отечество»
(«Песни»)
Слайд 27
Публий Вергилий Марон
(70 год до н. э. — 19
год до н. э.) — национальный поэт Древнего Рима.
Автор «Энеиды».
Прозван «мантуанским лебедем».
Слайд 28
Вергилий (2)
«Буколики»
«Георгики»
«Энеида»
Слайд 29
Гай Валерий Катулл
(ок. 87 до н.э. – ок.
54 до н.э.) — один из наиболее известных поэтов
древнего Рима и главный представитель римской поэзии в эпоху Цицерона и Цезаря.
Слайд 30
«Книга Катулла Веронского»
В Средневековье произведения Катулла были утеряны.
Единственный его сборник был вновь найден в XIII веке
в единственном экземпляре в его родном городе Вероне.
Рукопись была утрачена, но с неё были сделаны две копии, от которых происходят многочисленные изводы XV века.
Слайд 31
Любовь к Лесбии
Лесбия — псевдоним, которым Катулл называет
в лирике свою возлюбленную. Прообразом Лесбии являлась скандально известная
римская матрона Клодия Пульхра Терция.
Имя Лесбия стало нарицательным, символизирующим созидательную и одновременно разрушительную силу женственности, которая рождает душевную боль и неудовлетворённость желаний мужчины.
Слайд 32
Любовь к Лесбии (2)
«Odi et amo. Quare id
faciam, fortasse requiris.
Nescio, sed fieri sentio et excrucior».
«Ненавижу
тебя, вожделея. „Возможно ли?“ — спросишь.
Не пойму. Но теперь постигаю, себя истязая».
Слайд 33
Катулл (окончание)
Катулл измученный, оставь свои бредни.
Ведь
то, что сгинуло, пора считать мертвым.
Сияло некогда и для
тебя солнце,
Когда вела тебя с собой дева,
Тобой любимая, как ни одна в мире.
Увы, претят уж ей твои ласки,
Так отступись и ты, не рвись за ней следом.
Будь мужествен и тверд, перенося муки.
А ты, Катулл, терпи, пребудь, Катулл, твердым.
Слайд 34
Публий Овидий Назон
43 года до н. э., — 18 год
н. э.) — древнеримский поэт, оставивший след во многих жанрах, но
более всего прославившийся любовными элегиями и двумя поэмами — «Метаморфозами» и «Искусством любви».
Слайд 36
Любовные элегии
Горе! Советы мои всего
лишь на час или на два: Скоро мне ночь
повелит с милой расстаться моей.
Муж ее на ночь запрет, а я со слезами печали
Вправе ее проводить лишь до жестоких дверей.
Он поцелуи сорвет... и не только одни поцелуи...
То, что мне тайно даешь, он по закону возьмет.
Но неохотно давай, без ласковых слов, через силу, - Ты ведь умеешь! Пускай будет скупою любовь.
Если не тщетна мольба, - пусть он наслажденья хотя бы
Не испытал в эту ночь, а уж тем более ты...
Впрочем, как бы она ни прошла, меня ты наутро Голосом твердым уверь, что не ласкала его...
Слайд 37
Ссылка и смерть
Осенью 8 н. э. О. был
по приказу Августа сослан в отдаленные Томы на берегу
Черного моря (совр. Констанца). Непосредственный повод к ссылке О. не известен.
Вдали от Рима О. не мог продолжать своих занятий "ученой" поэзией: "Метаморфозы" остались законченными вчерне, а "Фасты" и совсем недоделанными. Творчество О. в ссылке имело по преимуществу лирический характер: "Скорбные элегии" (Tristia) и "Письма с Понта" содержат главным образом сетования на судьбу изгнанника.
О. не дождался облегчения участи ни от Августа, ни от его преемника Тиберия и ум. в Томах в 17г. н. эры.
Слайд 38
Петроний Арбитр
ок. 14 — ум. 66 г. н.э. —
автор древнеримского романа «Сатирикон».
Парадокс Петрония: «Ограничивайте себя во всех
вещах, даже в ограничении».