Слайд 2
«Песня про купца Калашникова»
М.Ю.Лермонтов
7 класс
Над могилой Калашникова
живой
речью говорит предание.
Белинский
Слайд 4
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова
Поэма напечатана при жизни поэта в
1838 г. в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“» и в 1840г. в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова».
В издании «Стихотворений» поэма датирована 1837г., но возможно, что замысел ее возник несколько раньше. По содержанию она связана как со стихотворением «Бородино» (1836), пафос которого — мечта о богатырях духа, так и с «Думой» (1838), исполненной негодования на больное, бездеятельное поколение. В «Песне» отразились размышления Лермонтова о нравственных и политических проблемах своей эпохи, о судьбе и правах человеческой личности, в частности, о судьбе и трагической дуэли Пушкина.
Слайд 5
Белинский писал, что здесь «поэт от настоящего мира
не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое
прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства...» (В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т.4, М., 1954, с.504).
Слайд 8
История опубликования
Опубликование «Песни» встретило серьезные затруднения. Когда поэма
была отправлена в цензуру, «цензор нашел совершенно невозможным делом
напечатать стихотворение человека, только что сосланного на Кавказ за свой либерализм. Издатель „Прибавлений“ выручил стихотворение только тем, что обратился к Жуковскому, который был в великом восторге от стихотворения Лермонтова, находил, что его непременно надо напечатать, и дал г.Краевскому письмо к министру народного просвещения. Уваров нашел, что цензор был прав в своих опасениях, но разрешил печатание на своей ответственности, не позволив, однако, ставить имени Лермонтова, которое было заменено случайными буквами» (А. Н. Пыпин. Лермонтов. — В кн.: Сочинения Лермонтова под ред. П. А. Ефремова, т.1. СПб., 1873, с.LII).
Слайд 9
История создания
Возможно, что вспомнился Лермонтову и эпизод, рассказанный
Н. М. Карамзиным и относящийся к эпохе Ивана IV,
о чиновнике Мясоеде Вислом, который «имел прелестную жену: ее взяли, обесчестили... а ему отрубили голову» (Н. М. Карамзин. История государства Российского, т.9. СПб., 1834, с.160). Первый на это указал П. В. Владимиров (см. его книгу: Исторические и народно-бытовые сюжеты в поэзии М. Ю. Лермонтова. Киев, 1892, с.17). Обобщенный образ Ивана IV создан Лермонтовым в духе народной традиции — исторических песен об Иване Грозном — и отчасти «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.
Слайд 10
С отроческих лет Лермонтову был свойствен интерес к
народному творчеству (см.: М. Азадовский. Фольклоризм Лермонтова. — В
кн.: Литературное наследство, т.43—44, М., 1941, с.227—262). Позже он еще более усилился под влиянием родственника и друга поэта — С. А. Раевского, который был знатоком и собирателем фольклора. В литературе о Лермонтове неоднократно указывалось на связь «Песни» с народной поэзией, в частности с былинами и историческими песнями (см.: М. Штокмар. Народно-поэтические традиции в творчестве Лермонтова (там же, с.263—352); В. Э. Вацуро. М. Ю. Лермонтов. — В кн.: Русская литература и фольклор (первая половина XIX в.). Л., 1976, с.227—238). Поэт несомненно знал, например, «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», изданные в 1804 и 1818 гг. Некоторые из них («Мастрюк Темрюкович», «Иван Годинович» и др.) в какой-то степени отразились в «Песне».
Слайд 14
Попробуем сопоставить речь героев «Песни…», объяснив некоторые слова.
Кирибеевич:
не кори,
не обвиняй,
не упрекай,
раб,
недостойный,
запотчевать,
прогневал,
прикажи казнить,
тяготит.
Степан Парамонович:
лиха беда,
опозорил,
не стерпеть,
не вынести,
насмерть биться,
не сробейте.
Слайд 15
Как видят художники сцену кулачного боя. Какой вы
представляете себе эту сцену и героев «Песни…»?
Какая из
иллюстраций ближе вашему представлению о героях?
Слайд 17
Словарная работа
По высокому месту лобному . Лобное место
в Москве — «каменная подвысь против Спасских ворот; никогда
не было местом казни, а царским и патриаршим, при беседе с народом, при народных торжествах и молебствиях; с него же читались указы, приговоры; казни происходили близ, на площади Китай-города». (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т.2. И—О. М., 1955, с.261).
Слайд 19
Сравните «Песню про купца…»с народной песней о Степане
Разине:
Схороните меня, братцы, между трех дорог:
Меж Казанской,
Астраханской, славной Киевской;
В головах моих поставьте животворный крест,
Во ногах моих положьте саблю вострую.
Буде старый человек пойдет — помолится…
Буде млад человек пойдет — в гусли наиграется…
«Ах вы милые сотоварищи!
Похороните меня, добра молодца,
Промежду трех дорог — первой Питерской,
Другой Владимирской, третьей Киевской...
Во правую ручку дайте саблю вострую,
Во левую ручку калену стрелу,
В головах поставьте чуден-дивен крест,
Во ногах поставьте ворона коня».
Кто ни йдет, кто ни едет мимо молодца,
Мимо молодца, всяк помолится…