Слайд 3
В поисках истины.
“Восемьдесят тысяч лье вокруг себя самого”.
Так говорил один из современников
о духовных исканиях Л.Н.
Толстого.
Дневники, письма ,произведения и их варианты,
мемуарная литература - всё свидетельствует
о справедливости сказанных слов.
Как бы ни был противоречив Лев Толстой,
в нём всегда звучали три мотива
восприятия и оценки себя,
рядом живущих людей и окружающего мира.
Слайд 4
В поисках истины.
Первый из них - удивительная по
трогательности восприимчивость красоты
и вечности жизни, а рядом с
этим
- ощущение хрупкости, незащищённости
всего живого, обостренное чувство
тревоги за его судьбу. Л.Т. Был
убеждён, что легко любить всё
человечество, трудно любить
ближнего. Отсюда пристальное
внимание писателя к проблемам
жизни и смерти человека,
к поиску им бессмертных начал существования.
Слайд 5
В поисках истины.
Второй - “чистота нравственного чувства”
(впервые
на это обратил внимание
Н.Г. Чернышевский). Видение мира
изначально с
точки зрения его
божественной, непреходящей сущности,
“первообраза гармонии”, когда
искреннее чувство ведёт каждого из нас
к пониманию “правды о мире и душе человека”.
Слайд 6
В поисках истины.
Третий - “диалектика души”
(термин Н.Г.
Чернышевского)-
редкий дар природы. Из живущих
на этой земле
людей только единицы
обладали способностью к духовным
переворотам и подлинно нравственному развитию. “Диалектику души” часто путают с возрастным развитием человека. Каждый из нас проходит свой путь становления, мужания и умирания, подчиняясь естественным законам мироздания. Но далеко не каждому суждено пережить процессы внутреннего преображения.
Слайд 7
В поисках истины.
Смысл жизни Толстой видит
в служении людям. жить для себя одного нельзя. Это
духовная смерть. Как можно меньще брать от людей и как можно больше давать людям.
Слайд 9
Самообразование.
Достаточно вспомнить, как активно
и на протяжении всей
жизни писатель
изучал иностранные языки.
С детства он в
совершенстве знал
французский, чуть-чуть хуже немецкий
и английский. В молодости изучал
татарский и арабский. Читал на всех
славянских языках. В зрелые годы
самостоятельно освоил древнегреческий,
латинский, древнееврейский. В 80 лет,
когда в Дневнике появляется запись
“Идет последняя весна моей жизни”, он садится
за изучение голландского языка.
Слайд 10
Общественная деятельность.
Ещё большее удивление вызывает
общественный темперамент Л.Т.,
проявившийся с юности и не угасавший
до конца его
дней. Он был
инициатором многих общественных
организаций, создателем разного рода
социальных проектов, основателем
уникальной, до сих пор ещё по-настоящему
неоценённой педагогики, первооткрывателем
глубинных тайн человеческой психики,
религиозным мыслителем, теоретиком
искусства, талантливым лесником и садоводом, и великим художником.
Слайд 11
В поисках истины.
Учителя музыки, обучавшие Л.Т. в детстве,
считали, что у него есть все задатки большого
музыканта.
До нас дошли его рисунки,
свидетельствующие о способностях и в этой
области. Л.Т. всегда тянуло к
новым и неизведанным явлениям жизни.
Отсюда его реформаторские мечтания в
области хозяйственно-экономической
деятельности, нашедшие выражение
на страницах “Анны Карениной” и в социальных
трактатах, участие в Кавказской и Крымской
войнах, где ему открылись подлинные бездны жизни
и где он понял, что война “противное
человеческому разуму и всей человеческой
природе событие”,
Рисунки Толстого к роману Ж.Верна
Слайд 12
Творческое наследие.
Масштаб личности Льва Толстого просто
потрясает. Он
сумел рассказать о себе
столько, сколько не сделал ни
один живущий
на этой земле человек: из 90 томов
его Полного собрания сочинений 13 – это
дневники жизни, 31 – письма (их там более 10 000),
а каждое произведение – частица его души,
мыслей, чувств. Как-то он заметил,
что, опуская перо в чернильницу,
он оставляет там кусок своего мяса.
ЛЕВ ТОЛСТОЙ. ЯСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА
Слайд 13
Творческое наследие.
В раннем детстве мы открываем его
“Азбуку”, становимся
старше –
трилогию “Детство”, “Отрочество”, “Юность”,
а в зрелые
годы наслаждаемся
его романами “Война и мир”, “Анна Каренина”,
“Воскресение”, его рассказами и повестями
“Три смерти”, “Казаки”, “Холстомер”,
“Хозяин и работник”, “Смерть Ивана Ильича”,
“Крейцерова соната”, “Отец Сергий”,
“Фальшивый купон”, “Хаджи-Мурат”,
плачем и смеёмся над страницами его
пьес “Власть тьмы”, “Плоды просвещения”,
“Живой труп”, “И свет во тьме светит”.
Слайд 14
Мировоззрение писателя.
В юности он мечтал стать самым
богатым, самым великим и самым счастливым человеком на этой
земле. Все эти желания он мог бы легко осуществить. Но от богатства отказался. Славой, а он при жизни был признан великим художником, “апостолом любви”, тяготился, счастливым не захотел быть – нельзя быть счастливым, когда вокруг тебя столько страданий…
Л. Н. Толстой и С. А. Толстая.
Слайд 15
О семье.
Родился я и провел первое
детство в деревне Ясной Поляне. Матери своей я совершенно
не помню. Мне было 1,5 года, когда она скончалась. По странной случайности не осталось ни одного ее портрета, так что как реальное физическое существо я не могу себе представить ее. Я отчасти рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знаю о ней, все прекрасно.
Слайд 16
О семье.
, Отец был среднего роста, хорошо
сложенный,
живой сангвиник, с приятным
лицом и с всегда грустными
глазами.
… Занятие его составляло хозяйство и,
главное, процессы, которых тогда было
очень много у всех и, кажется, особенно
много у отца, которому надо было распутывать
дела деда. Процессы эти заставляли отца часто
уезжать из дома. Кроме того, уезжал
он часто и для охоты — и для ружейной и для псовой.
…Дома отец, кроме занятия хозяйством и нами, детьми, еще много читал. Он собирал библиотеку, состоящую, по тому времени, в французских классиках, исторических и естественноисторических сочинениях.
Слайд 17
Семья Л.Н.Толстого.
Детей нас было пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий,
я- и меньшая сестра Машенька, вследствие родов которой и
умерла моя мать.
Слайд 18
Мечты детства.
Когда нам с братьями было — мне
5,
Митеньке 6, Сереже 7 лет, Николай объявил нам,
что у него есть тайна, посредством
которой, когда она откроется,
все люди сделаются счастливыми,
не будет ни болезней, никаких неприятностей
, никто ни на кого не будет сердиться и
все будут любить друг друга, все
сделаются муравейными братьями.
(Вероятно, это были Моравские братья,
о которых он слышал или читал,
но на нашем языке это были муравейные братья
Л. Н. Толстой с внучкой Танечкой Сухотиной перед домом.
Слайд 19
Путь к Толстому.
Понять Толстого – это значит самому,
хотя бы на какое-то время,
попытаться войти в круг
осмысления
таких проблем, как человек и природа,
жизнь – смерть – бессмертие; свобода
и несвобода в судьбе человека и общества,
долг и счастье, ступени жизни:
от детства через “пограничную ситуацию”
к воскресению; вера и сомнение; добро
и зло, насилие – усилие – “непротивление
злу насилием”, красота истинная и ложная,
благо животное и духовное.
Л. Н. Толстой рядом со своими скульптурным портретом работы И.Е. Репина. 1891 г. Ясная Поляна. Фотография Е.С. Томашевича.
Слайд 20
Толстой и народ.
«Уничтожьте выкупные платежи,
уничтожьте земских начальников и
розги,
уничтожьте церковь государственную,
дайте полную свободу веры, уничтожьте
обязательную воинскую повинность,
а набирайте вольных ,если
вы правительство и заботитесь
о народе, а водку запретите — и посмотрите, что
будет с русским народом через 10 лет.» (Письмо Л.Т. к Н. Н. Страхову. 24 апреля 1892 г.)
Слайд 21
Толстой и народ.
Мы живем здесь и устраиваем столовые,
в которых кормятся голодные. Не упрекайте
меня вдруг. Тут
много не того, что должно
быть, тут деньги от Софьи Андреевны и
жертвованные. тут отношения кормящих
к кормимым, тут греха конца нет; (но
не могу жить дома, писать. Чувствую
потребность участвовать, что-то делать.
И знаю, что делаю не то, но не могу делать!
то, а не могу ничего не делать. Славы
людской боюсь и каждый час спрашиваю себя,
не грешу ли этим, и стараюсь строго судить
себя и делать перед богом и для бога
(ноябрь 1891г)
Л. Н. Толстой и его помощники составляют списки крестьян, нуждающихся в помощи.
Слайд 22
Кавказ.
Граф Николай Николаевич служил
в артиллерии на
Кавказе во время войны
с горцами и сманил туда
младшего брата
по выходе его из университета.
И Лев Николаевич с братом поехал
юнкером на Кавказ. «Это было и
мучительное и хорошее время.
Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил
до такой высоты мысли, не заглядывал туда,
как в это время, продолжавшееся 2 года
я нашел, что есть бессмертье, что есть
любовь и что жить надо для другого, для того,
чтобы быть счастливым вечно... .
Слайд 23
Севастополь.
Велика моральная сила Русского народа.
Много политических
истин выйдет наружу
и разовьется в нынешние трудные для
России минуты. Чувство пылкой любви
несчастий России, оставит надолго следы
в ней. Те люди, которые теперь жертвуют
жизнью, будут гражданами России и
не забудут своей жертвы. Они
с большим достоинством и гордостью
будут принимать
участие в делах общественных,
а энтузиазм, возбужденный войной, оставит навсегда
в них характер самопожертвования
и благородства.
Слайд 24
Битва за Севастополь.
Чесменский бой.
Наваринский бой
Бриг «Меркурий ведёт бой
с двумя турецкими кораблями.
Слайд 25
Музей Толстого.
Государственный музей Л.Н.Толстого - один
из старейших литературных музеев России. Идея его создания возникла
в те дни, когда русское общество было потрясено уходом великого старца из Ясной Поляны и его смертью 7 ноября 1910г. на станции Астапово. Трагические события усилили интерес к личности писателя и его творческому наследию. Современники Толстого старались собрать и сохранить все, что было связано с его памятью. Открытие музея Толстого в Москве в первую годовщину со дня смерти писателя стало событием в истории русской культуры.
Слайд 26
Государственный музей Толстого в Москве.
Государственный музей
Слайд 27
Жизненное кредо писателя.
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться,
биться. Ошибаться, начинать и бросать. И опять начинать и
опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А
спокойствие- душевная подлость.»
Слайд 28
Мысли о вечном…
«Разговор о божественном и
вере навёл меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой
я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта—основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле.»