А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим - Нам рано предаваться ей.
Пока ещё застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока ещё кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты – Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека: Кипим сильней, последней жажды полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…
и слаба; Ни гордости, ни веры благодатной – Постыдное бессилие раба! Ей
всё равно – холодный сумрак гроба, Позор ли, слава, ненависть, любовь, - Погасла и спасительная злоба, Что долго так разогревала кровь. Я жду.. Но ночь не близится к рассвету, И мёртвый мрак кругом… и та, Которая воззвать могла бы к свету – Как будто смерть сковала ей уста! Лицо без мысли, полное смятенья, Сухие, напряжённые глаза – И, кажется, зарёю обновленья В них никогда не заблестит слеза. 1848
Слайд 6
«Прости» Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, Не помни
бурь, не помни слёз, Не помни ревности угроз!
Но дни, когда
любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь – Благослови и не забудь! 1856
Слайд 7
Когда критики говорят о «Панаевском цикле», то используют термин —
бытовая конкретизация. Некрасов не обошёл вниманием прозу, которая в любви неизбежна. В его
стихотворениях изображены случаи из жизни Некрасова и Панаевой, ссоры и примирения, и опять ссоры — это и есть «проза любви», быт, бытовая конкретизация.
Слайд 8
В чём своеобразие интимной лирики Некрасова? Привычно ли
для вас описание чувств к любимой? Какой образ любимой
женщины создает Некрасов в стихах, посвященных Панаевой? Какие мотивы ведущие?
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим - Нам рано предаваться ей.
Пока ещё застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока ещё кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты – Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека: Кипим сильней, последней жажды полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…
«Я не люблю иронии твоей» 1850
Слайд 14
Что такое ирония? Почему причастия прошедшего времени? О чём мечтает
лирический герой в 1 строфе? О чём грустит? Какие эпитеты
помогают понять чувства поэта? (2 строфа) Назовите метафоры, эпитеты, сравнения 3 строфы. О чём они говорят? Оптимизм или пессимизм?
Слайд 15
Выводы: Вот он – тупик. Тупик, в который приходят
чувства. Каждая строка стихотворения проникнута тоской. Лирический герой понимает,
что удержать любовь не сможет, остаются на его долю лишь последние вспышки страсти…
Слайд 16
Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно.
Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство.
В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”
Новаторство любовной лирики
Слайд 17
Произведения Некрасова о любви отличаются искренностью. Видно, что
они возникли под влиянием непосредственного чувства, являются результатом страстного
лирического движения. Любовная лирика Некрасова показывает, что он мог быть «чистым лириком», свободным от тенденциозности и надуманности. Порой чувства Некрасова отличаются возвышенностью и поэтической грацией:
Так это шутка? Милая моя,
Как боязлив, как недогадлив я!
Я плакал над твоим рассчитано-суровым,
Коротким и сухим письмом:
Ни лаской дружеской, ни откровенным словом
Ты сердца не порадовала в нем...
Оказалось, что опасения поэта были напрасны — любимая женщина по-прежнему его любила:
Всему конец! Своим единым словом
Душе моей ты возвратила вновь
И прежний мир, и прежнюю любовь,
И сердце шлет тебе благословенья,
Как вестнице нежданного спасенья...
Слайд 18
В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о
новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в
новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы.