Слайд 2
Цель
Дать представление об отличительных чертах литературы второй
половины XIX века
Русские писатели и критики о литературе второй
половины XIX века
(урок рассчитан на 2 часа)
Слайд 3
Основные положения лекции
Вторая половина XIX века ставит Россию
перед выбором дальнейшего пути развития. В литературе, как и
в жизни, встает вопрос: «Кто виноват?» и «Что делать?». Происходит решительная демократизация художественной литературы.
Литература приобретает гражданский пафос.
Слайд 4
Специализация литературы: Гончаров, Толстой – эпики, Левитов, Успенский
– очеркисты, Островский – драматург, Некрасов, Тютчев, Фет –
лирики и т.д.
Сюжеты романов просты, локальны, семейственны, но через эти сюжеты художники слова поднимаются до проблем общечеловеческого звучания.
Слайд 5
Основные проблемы, поднимаемые в романах: взаимосвязь героя с
миром, взаимопроникновение стихий жизни, отречение от личного блага, стыд
за общественное благополучие, этический максимализм, нежелание участвовать в несовершенстве мира.
Слайд 6
М.М.Пришвин так
писал: «Никакая положительная деятельность в России не может выдержать
критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя… Иначе и быть не может в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопросождается чувством неправоты, а только деятельность в которой личное сливается с делом для других, может быть противопоставлена обломовскому покою».
Слайд 7
Новый герой отражает состояние личности в эпоху общественных
преобразований; он, как и страна, стоит на пути к
самосознанию, пробуждению личностного начала. Герои разных произведений (Тургенева, Чернышевского, Гончарова, Достоевского) полемичны по отношению друг к другу, но эта черта их объединяет.
Слайд 8
А.Н.Островский говорил об
этом так: «В иностранных литературах … произведения, узаконивающие оригинальность
типа, то есть личность, стоит всегда на первом плане, а карающая личность – на втором плане и часто в тени; а у нас в России наоборот. Отличительная черта русского народа – отвращение от всего резко определившегося, от всего специального, личного, эгоистически отторгшегося от общечеловеческого, кладет и на художество особенный характер; назовем его характером обличительным. Чем произведение изящнее, тем оно народнее, чем оно народнее, тем больше в нем обличительного элемента».
Слайд 9
Повышенные требования к личности человека. Самопожертвование – национальная
черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Личность, по
Толстому, представляется в виде дроби:
нравственные качества
_________________________
самооценка
Слайд 10
Источник русской силы и русской мудрости и Толстой,
и Чернышевский видят в народном чувстве. Судьба человеческая в
единстве с судьбой народа не оборачивалась принижением личностного начала, наоборот, на высшей стадии духовного развития герой приходит к народу (роман-эпопея «Война и мир»).
Слайд 11
Домашнее задание
Знать содержание опорного конспекта
Подготовить индивидуальные сообщения по
жизненному и творческому пути И.А.Гончарова
«Сон Обломова»