Слайд 2
Шакуева Татьяна Александровна.
Музыкальный руководитель.
Образование высшее.
Педагогический стаж 32 года.
Слайд 3
Тема проекта.
« Путешествие в мир музыки»
Слайд 4
Основные методологические идеи .
Программа направлена в первую очередь
на развитие ассоциативного мышления ребёнка, на способность воспринимать им
художественную реальность и понимать своеобразие языка искусства, её воплащающего.
Занятия проводятся на стыке реального и параллельного отражаемого миров, на мостике, который и есть процесс творчества.
При таком подходе ребёнок не иллюстрирует чужой опыт, а рисует и говорит о своих переживаниях, радостях, страхах, мечтах.
Слайд 5
Знакомя ребёнка с произведением искусства, мы помогаем ему
проникнуть в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить
теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображённым предметам, услышать, как они звучат, поговорить с героями произведения.
Слайд 6
Об интеграции.
Речевая и изобразительная деятельность являются ведущими у
маленького ребёнка. Его творческие силы «сосредотачиваются на рисовании не
случайно, но потому, что именно рисование предоставляет ребёнку этого возраста наиболее легко выразить то, что им владеет.» - Вы готский Л. С. Эта психологическая особенность деятельности ребёнка используется в программе, как одно из важнейших средств постижения эмоционально-образной сути музыки, в первую очередь её собственно звуковой, а не структурной стороны.
Работая с музыкальным произведением, мы создаём ситуацию, при которой к его восприятию подключаются все органы чувств ребёнка: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус.
Затем ребёнок вместе с педагогом выбирает материал, соответствующий сложившемуся у него образу, и визуализирует услышанные впечатления, отыгрывая их художественными средствами. Так рождается живописный или графический образ музыки, создаваемый ребёнком в плоскостных и объёмных композициях разными техниками.
Так на занятиях музыкальное пространство, мелодия, обретая новую жизнь в цвете, линии, становятся видимыми, начинают дышать и звучать музыкой.
Слайд 7
Путешествие как игра,
или
эстетическая игра как метод занятий искусством.
Эстетическая
игра состоится по законам искусства: композиция, выбор персонажей,
завязка, развитие,
событие, темпоритм, смена настроения и пластики персонажей,
контраст, метафора, сопереживание, импровизация.
Участвуя в такой игре, находясь в её пространстве, действуя по её законам, ребёнок
сам того не зная, осваивает язык и законы искусства.
Основные компоненты эстетической игры:
Создание мнимой ситуации – «действие в воображаемом поле»
Таким воображаемым полем может быть сказка, сочинённая самим педагогом,
фольклорная или литературная сказка, произведение музыкальное или живо-
писное.
Для вхождение в игровую ситуацию педагог придумывает сюжет. Это может
быть путешествие или сказочная история, в которой звук, цвет, эмоции стано-
вятся событием, лично значимым для ребёнка.
Слайд 8
С кем и куда мы путешествуем?
Местом, куда мы
путешествуем вместе с персонажем, может быть, например,
утренний лес,
тёплое море, тихая улочка или шумная площадь.
На занятиях ребёнок путешествует в разное время :
Время суток: утро, день, вечер.
Слайд 9
2. Мы путешествуем в разное время года –
лето, осень, зима, весна.
Слайд 10
3. Мы путешествуем в сказочное время – «когда-то»,
«давным-давно»
Формы работы с детьми.
.
Занятия-путешествия.
Занятия-сказки.
Игры-сказки.
Слушание с элементами театрализации.
Слайд 11
Что мы исследуем, путешествуя?
Прежде чем читать, мы учим
буквы, затем складываем их в слова, а слова в
предложения.
Так рождается мысль, высказанная словами. Но разве можно
«прочитать» произведение музыки не зная его языка?
Язык композитора – звук, гармония, ритм.
Структурой программы является:
Материал. Природный и неприродный, его свойства.
Цвет. Цвет как средство искусства.
Звук. Звук как средство искусства.
Эмоции. Эмоции как переживаемые человеком чувства и эмоции как
эстетическое переживание мира.
Движение. Движение как выражение эмоционального состояния персонажа
и пространства в произведении искусства.
6. Линия. Линия в природе и линия в музыке.
Форма. Форма в природе и форма в искусстве.
Фактура. Фактура природного и неприродного материала и фактура ткани
произведения искусства.
Слайд 12
Правила путешествия
Или
Основные принципы программы.
Принцип взаимодействия.
На уровне сенсорного
взаимодействия ребёнка с материалом.
На уровне содержания занятия: взаимодействие персонажа
и пространства.
На уровне содержания программы: взаимодействие всех тем.
Принцип анализа учебного материала.
«на что это похоже?», «кто и что может так звучать?»- это вопросы, с помощью
которых педагог «разыгрывает» фантазию ребёнка.
Принцип контрастного сопоставления. Анализ произведений одинакового
названия, но разных по характеру.
Принцип подобия. Дети находят общность предметов по характеру звучания.
Принцип поиска нюансов.
Использование в работе с детьми произведений искусства разных
стилей и разных эпох.
Слайд 13
Подробный маршрут путешествия.
от 2-х до 3-х лет.
В этом возрасте игра является естественным средством познания окружающего мира. Дети совершают путешествия чуть ли не на каждом занятии.
То они путешествуют по осеннему лесу.
То совершают путешествие в зимний лес.
Слайд 14
То дети идут на парад.
В этом возрасте детей
учат вслушиваться в музыку, в пение взрослых,
понимать содержание песен,
переживать события вместе со сказочными
героями.
Слайд 15
От 3-х до 4-х лет.
В это время очень
важно, чтобы звуки пришли к ребёнку как увлекательный игровой
материал – как событие. Для каждого занятия придумывается специальная сказка:
Сказка-звук ( громкая сказка, тихая сказка, сказка о ночных шорохах)
Сказка-движение ( быстрая сказка, медленная сказка)
Сказка- эмоциональное настроение ( весёлая сказка, грустная сказка)
Сказка – природное пространство ( ночная сказка, весенняя сказка, морская сказка)
Сказка замечательна тем, что в ней всё может быть и всё может жить, то есть иметь живую душу. В игровой ситуации ребёнок может превратиться в кого угодно: зарычать, как тигр; или порхать, как бабочка.
Структура сказок:
Пространство: дом, комната, лес, поле, горы.
Введение в звук: голоса людей, птиц, животных, шепот, скрип, шуршание.
характеристика звука: громко - тихо.
звук и движение: быстро – медленно.
характер звука: радостный – грустный, злой – ласковый.
3. Эмоции: печаль, радость, страх, тревога.
4. Взаимодействие: взаимодействие персонажей сказок между собой.
Слайд 16
От 4-х до 5-ти лет.
В этот период героями
историй становятся не только реальные персонажи, но и музыкальные
звуки, т. е. простейшие элементы искусства. Вместе с детьми мы наделяем звуки живой душой, характером.
В такой игре ребёнок вместе с педагогом: находит звуки в предметах; в явлениях окружающей его природы; фантазирует с ними ( на что они похожи? Какие у них характеры?); рассматривает их; слушает их; сравнивает друг с другом.
Ребёнку пока тяжело осмыслить музыкальную тему, но отличить громкий звук от тихого, робкого и провести аналогию форм с помощью педагога он может. И в этой совместной деятельности происходит формирование у ребёнка восприятия звука, цвета, формы как игрового материала.
Пространство: времена года, времена суток, город, дом, комната.
Материал: деревья, листья, ветки, цветы, снег, лёд, снежинки.
Цвет: тёплый – холодный, радостный – грустный, прозрачный.
Введение в звук: звуки живой природы; звуки, живущие в предметах; знакомство с миром музыкальных звуков: мягкий – жёсткий, гладкий – колючий, яркий – мрачный, громкий – тихий, радостный, весёлый – грустный, печальный, быстрый – медленный.
Знакомство с тембром музыкальных инструментов: фортепиано, металлофоном, трубой, барабаном.
Слайд 17
От 5-ти до 6-ти лет.
Этот возраст, когда ребёнок
способен не только различать, но и описывать, анализировать свойства
предметов и явлений.
Нас ждут горы, моря, леса, небеса, и много – много интересных вопросов, ответы на которые позволяют развивать логику нашего мышления:
Что мы возьмём с собой в путешествие?
На чём будем путешествовать?
Что мы почувствуем, если прикоснёмся к чему-нибудь руками?
Что мы там видим? На что это похоже?
Что мы там слышим? На что похожи эти звуки?
Как мы будем там двигаться?
Как изменится наша пластика, голос, ритм движения?
Какие события могут произойти с нами там?
Как мы будем помогать друг другу?
Персонаж: наряду с героями сказок, персонажами становятся звук, линия, а так же герои художественных произведений.
Пространство: продолжение знакомства с пространством реального мира природы: времён года, времени суток, природного ландшафта.
Начало знакомства с пространством произведения искусства, музыки.
Материал: дерево, листок, ветка, цветок, шишки, ракушки, сосульки, капли, паутинки, пёрышки.
Цвет: продолжение знакомства с разнообразными оттенками цвета: светлое и тёмное в цвете; цвет в музыке – цвет в природе.
Слайд 18
Звук: звуки живой природы, звуки , живущие в
предметах, музыкальные звуки.
Продолжение знакомства с тембрами музыкальных инструментов:
Флейтой, скрипкой,
трубой, барабаном.
Эмоции: печаль – радость, страх – смелость, удивление, восторг, задумчивость, усталость.
Движение: продолжаем знакомить с движением в окружающем нас реальном мире.
Темп движения: быстро – медленно, стремительно, спокойно.
Направление движения: вверх – вниз, вперёд – назад.
Эмоциональный характер движения: грустно – весело, лениво, испуганно, важно.
Проводим аналогию между характером движения в музыке и в изобразительном искусстве.
Линия: знакомство с линией в окружающей нас природе, мире, линией в музыке. Практические задания на создание линий различного характера. Практические задания на визуализацию звуковой линии средствами изобразительного искусства.
Форма: форма в природе, в мире, в музыке.
Ритм: ритм в природе ( смена времён года, суток), ритм в музыке.
6-7 лет
Мы почти взрослые путешественники. И задачи у
нас становятся сложнее: найти разнообразие различных оттенков, разнообразие по выразительности, характеру линии и предметные формы в произведении искусства. Или, наоборот, найти «одно в разном, т. е. исследование изменения одного и того же звука в разных музыкальных гармонических сочетаниях, в разных эмоциональных состояниях.
Персонаж и пространство нас начинает интересовать в движении, оттенках, фактуре, взаимодействии;
Находим общность между:
Линией в музыке и линией в природе, архитектуре;
Характером цвета и музыкальных звуков;
Фактурой в музыкальном произведении и произведении изобразительного искусства;
Характерным движением в музыкальном произведении и в произведении изобразительного искусства.
Анализируя предметы и явления, ребёнок постепенно обретает способность осмысленно взаимодействовать с окружающим его миром, что особенно важно в предшкольный период 6-7 лет.
Слайд 20
Виды занятий:
Занятия – путешествия
Занятия - сказки
2-я младшая группа.
2-я младшая группа.
Слайд 24
«Путешествие в осенний лес»
«Ночные шорохи»
«Танец звёздочек»
В магазине
Игрушек.
Слайд 25
Вот как мы танцуем вальс.
Танец «Чик и Брик»
Слайд 26
Танец «Сударушка»
Танец «Зарядка»
Слайд 27
Инсценирование песни
«Две ромашки»
Все мы музыканты – вот нас
сколько.
Слайд 28
Мы ребята – казачата.
Нам даже сцена не страшна.
Слайд 29
Мы весёлые матрёшки.
Папа, подари мне куклу.
Слайд 30
Наши достижения.
Лауреаты фестиваля казачьей песни.
3-е место в региональном
Конкурсе.