Слайд 2
Я задумал изложить в связном рассказе всё, что
знаю о народе, всё, что пришлось мне услышать из
уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо».
Это будет эпопея народной жизни. (Н.А.Некрасов)
Слайд 3
Поэ́ма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим
сюжетом.
Эпопея - крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических
событиях
Слайд 4
Эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической
литературы.
Народная книга. (О народе и для народа. Опыт многолетней
дружбы поэта с крестьянами Ярославской, Костромской и Владимирской губерний.)
Стиль поэмы имеет глубокие народные истоки: литературный русский язык, разговорная речь крестьянства, фольклорные элементы.
Слайд 6
КОМПОЗИЦИЯ«календарная»
«Пролог» - весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка)
«Поп»
- «А время уж нераннее,подходит месяц май»
«Сельская ярмонка» -
«Лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю)
«Последыш» - «Петровки.Время жаркое. В разгаре сенокос»(12 июля)
Слайд 7
«Пир на весь мир» - сенокос
кончается (ранняя
осень)
«Крестьянка» - жатва
Задуманная петербургская часть должна была происходить в
зимнее время
Слайд 8
Подтянутая губерния
Терпигорев уезд
Пустопорожняя волость
Названия губерний, уездов,волостей,
деревень говорят
о бедственном положении
народа:Заплатово, Дырявино…
Художественное пространство
Слайд 9
Заплатово
Разутово
Горелово
Дырявино
Знобишино
Неелово
Неурожайка
село Кузьминское
«Сельская ярмонка»
Вахлаки
«Последыш»
Наготино
Клин
«Крестьянка»
«Пир на весь
мир»
Маршрут путешествия
Столбовая
дорога
Слайд 10
В каком году — рассчитывай,
В какой земле —
угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Так начинается поэма Н.А.Некрасова «Кому
на Руси жить хорошо».
ПРОЛОГ
Слайд 11
Идейно-художественная роль «Пролога»
Обозначает время действия.
Мужики временнообязанные (обязанные
после отмены крепостного права выкупить свою землю у помещиков).
Выявляет
главную проблему произведения.
Проблема счастья.
Поэма-спор, поэма – диспут (представители разных слоёв населения высказывают своё мнение о счастье, говорят о своей жизни).
Намечает схему, по которой должен развиваться сюжет.
Фольклорные истоки произведения.
Слайд 12
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал:
попу.
Купчине толстопузому! -
Сказали братья Губины,
Иван и
Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю...
Основной вопрос поэмы:
«Кому живется весело,
Вольготно на Руси»?
Слайд 13
За спором мужики не замечают. Что дали крюк
в тридцать верст. Домой возвращаться поздно, они разводят костер
и за водкой продолжают спор, который перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий вопрос.
Слайд 14
Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит
птенца пеночки.
Пусти на волю птенчика!
За птенчика за
малого
Я выкуп дам большой!
Слайд 15
1.Помещик
2.Чиновник
3.Поп
4.Купец
5.Вельможа
6.Министр
7.Царь
СЧАСТЛИВЫЕ
Слайд 16
Развитие основной мысли
Встреча со священником.
Разговор с помещиком.
«Счастливые» в
крестьянской среде.
Сатирическое обличение холопства (дворовый с подагрой, холоп примерный
Яков верный).
Крестьяне – носители лучших качеств народного характера – Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий, богатырь святорусский.
Слайд 19
Яким Нагой
В деревне Босове
Яким Нагой живёт,
Он до
смерти работает,
До полусмерти пьёт!
-так определяет себя сам персонаж.
В
поэме ему доверено выступить в
защиту народа от имени народа.
Живёт — с сохою возится,
А смерть придёт Якимушке —
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох...
...у глаз , у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле...
...шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо.
Глава «ПЬЯНАЯ НОЧЬ»
Слайд 22
1. Дьячок уволенный
В благодушестве…
Коль обогреет солнышко
Да пропущу косушечку
Слайд 23
2. Старуха старая
Что у нее по осени
Родилось реп
до тысячи
На небольшой гряде
Слайд 24
3. Солдат с медалями
В двадцати сражениях
Я был,
а не убит!
Ходил ни сыт, ни голоден,
А смерти не
дался!
За провинности нещадно бит,
А хоть пощупай – жив!
Слайд 25
4. Каменотес-олончанин
Коли проснусь до солнышка
Да разогнусь к полуночи
Так
гору сокрушу!
Слайд 26
5. Мужик с одышкою
… по счастию
И я добрел
на родину,..
И легче стало мне
Слайд 27
6. Дворовый человек
Я был любимый раб,
Жена – раба
любимая
Слайд 28
7. Крестьянин-белорус
А счастье наше в хлебушке:
Жую – не
нажуюсь
Слайд 29
8. Мужик со скулой свороченной
Троих моих товарищей
Сломали мишуки,
А
я живу, бог милостив!
Слайд 30
9. Оборванные нищие
Нас у порога лавочник
Встречает с подаянием
Слайд 31
ВЫВОД
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями..
Слайд 32
Реальный прототип этого персонажа -
крестьянин А.Д.Потанин (1797
— 1853),
управляющий по доверенности имением графини
Орловой, которое называли
Одоевщиной
(по фамилии бывших владельцев — князей
Одоевских), а крестьяне перекрестили в
Адовщину.
Потанин прославился необычайной
справедливостью.
Некрасовский Гирин своей честностью стал
известен односельчанам ещё в те пять лет,
что служил писарем в конторе
Худую совесть надобно -
Крестьянину с крестьянина
Копейку вымогать.
ЕРМИЛА ГИРИН
Слайд 33
Особенно стал люб народу, когда взял в аренду
мельницу.
Когда же мельницу решили продать,
Гирин выиграл торги, но у
него не оказалось
денег внести задаток. И тогда «чудо
сотворилося»: Гирна выручили крестьяне, к
которым он обратился за помощью.
Крестьянство раскошелилось,
Несут Ермилу денежки,
Дают, кто чем богат.
Через неделю времени
Ермил на этой площади
Рассчитывал народ.
Слайд 35
Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших
произведений Н.А.Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Герои поэмы путешествуют по земле русской. На их пути встречаются люди разных сословий: крестьяне, помещики, представители духовенства. После главы «Помещик» наши странники решили:
«Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!»-
Решили наши странники
И стали баб опрашивать…
Слайд 36
Предстает перед странниками Матрена Тимофеевна. Особое место
в поэме, на мой взгляд, занимает встреча с крестьянкой
Матреной Тимофеевной. Автор дает довольно подробное описание этого персонажа.
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.
Слайд 37
Мне счастье в девках выпало:
У нас была
хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа
за пазухой,
Жила я, молодцы.
До замужества
Слайд 38
А выискался суженый,
На горе –чужанин!
Филипп Корчагин – питерщик,
По
мастерству печник.
Муж был хороший непьющий, с профессией (печник).
Замужем
Слайд 39
Семья была большущая,
Сварливая... попала я
С девичьей
холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное
Железо - зашипит!
Семья мужа
Слайд 40
Из всей семейки мужниной
Один Савелий, дедушка,
Родитель свекра-батюшки,
Жалел меня…
Савелий,
богатырь святорусский.
Слайд 42
Из-за сына Матрена стала меньше работать.
Свекровь потребовала отдать Демушку деду. Заснув, дед недоглядел ребенка,
его съели свиньи. Приехавшая полиция обвиняет Матрену в том, что она специально убила ребенка. Ее объявляют сумасшедшей. Демушку хоронят в закрытом гробу.
Заснул старик на солнышке,
Скормил свиньям Демидушку
Придурковатый дед!
Демушка
Слайд 43
После смерти сына Матрена все время проводит на
его могиле, не может работать. Савелий тяжело переживает трагедию
и уходит в Песочный монастырь на покаяние. Через три года у Матрены умирают родители. На могилке сына Матрена встречается с дедом Савелием, который пришел помолиться за ребенка. Восьмилетнего сына Матрены Федота посылают стеречь овец. Одну овцу украла голодная волчица. Федот, после долгого преследования, настигает волчицу и отбирает у нее овцу, но, увидев, что скотина уже мертвая, возвращает ее волчице — та страшно исхудала, видно, что она кормит детей. За поступок Федотушки наказывают мать. Матрена считает, что всему виной ее непослушание, она покормила в постный день Федота молоком.
ВОЛЧИЦА
Слайд 44
Когда пришла бесхлебица, свекровь во всем обвинила Матрену.
Ее бы убили за это, если бы не муж-заступник.
Мужа Матрены забирают в рекруты. Жизнь ее в доме свекра и свекрови стала еще тяжелее.
Был страшный год...
Волчицу ту Федотову
Я вспомнила — голодную,
Похожа с ребятишками
Я на нее была!
ТРУДНЫЙ ГОД
Слайд 45
Беременная Матрена отправляется к губернатору. Отдав лакею два
рубля, Матрена встречается с губернаторшей, просит у нее защиты.
Матрена Тимофеевна рожает в доме губернаторши ребенка. У Елены Александровны нет своих детей; она ухаживает за ребенком Матрены как за своим. Посланник во всем в селе разобрался, мужа Матрены вернули.
ГУБЕРНАТОРША
Слайд 46
Матрена рассказывает странникам о своей
теперешней жизни, говорит, что
среди баб они
счастливую не найдут.
Ключи от счастья женского,
От
нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
БАБЬЯ ПРИТЧА
Слайд 47
Четвертая часть поэмы, названная автором “Пир
на весь
мир,” состоит из четырех частей.
1.Горькое время – горькие песни.
2.Странники
и богомольцы.
3.И старое и новое.
4.Доброе время – добрые песни.
Глава «Пир, на весь мир»
Слайд 48
Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе
Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы
не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь:
... лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка
Слайд 49
Путь Гриши - типичный путь демократа-разночинца: голодное детство,
семинария, "где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно", но
где он много читал и много думал...
А дальше? Дальше известно:
Ему судьба готовила
Путь славный, Имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Слайд 50
Гриша обрел истинное счастье, и счастливой
должна стать страна, народ которой благословляет на бой "такого
посланца". В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов - поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин.
В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":
Рать подымается - Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Слайд 51
«Доброе время – добрые песни»
В рабстве спасённое сердце
свободное – золото, золото, сердце народное!
В минуты унынья, о
родина-мать! Я мыслью к тебе улетаю. Ещё суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю.
Ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, матушка-Русь!
Слайд 52
В последней главе Некрасов подчеркивает пробуждение сознания крестьянства.
В этой главе мы ясно видим, как углубляет автор
тему о народе. Ведь мужики правдоискатели шли искать счастливого, а попутно сколько вопросов возникло (что такое счастье, богатырство, как пробуждается сознание крестьян, что такое грех…). Вставленные новеллы легенды «О двух великих грешниках» и «Про холопа примерного – Якова верного», данные в порядке противопоставления, приводят к определенному выводу: пути к счастливой жизни крестьянства лежат через революцию, через свержение власти помещиков и царя.
Слайд 53
В главе "О двух великих грешниках", Некрасов рассмотрел
спорный философский вопрос: можно ли злом искупить зло? Речь
идет о том, что атаман разбойников Кудеяр пролил много безвинной кровушки, но со временем его начали мучить угрызения совести. Тогда он "голову снес полюбовнице и есаула засек", а потом "старцем в одежде монашеской" вернулся в родные края, где неустанно молит Господа отпустить ему грехи.
Возникает ангел, указывает на огромный дуб, говорит Кудеяру, что грехи ему отпустят лишь тогда, когда он срежет этот дуб тем же ножом, каким людей убивал. Разбойник принимается за дело. Мимо проезжает пан Глуховский, завязывается разговор. Глуховский, о котором ходят страшные рассказы, выслушав Кудеяра, усмехается:
Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире чту только женщину, :
Золото, честь и вино.
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю! Кудеяр набрасывается на Глуховского и вонзает ему в сердце нож. Тотчас дуб падает, с отшельника "скатилося... бремя грехов"...
Легенда о двух великих грешниках
Слайд 54
Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его
гнева и разума. Тяжел его путь, но и славен,
на него вступают «лишь души сильные, любвеобильные», на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» — Некрасив отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.
Вывод