Слайд 2
Род, жанр, творческий метод
Вторая половина 18 в. –
время расцвета театрального классицизма в России. Именно комедийный жанр
становится самым важным и распространенным в сценическом и драматическом искусстве. Лучшие комедии этого времени являются частью общественно-литературной жизни, связаны с сатирой и часто имеют политическую направленность. «недоросль» создавался еще в рамках правил классицизма: деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в их изображении, правило трех единств в композиции, «говорящие имена». Однако в комедии просматриваются и реалистические черты: достоверность образов, изображение дворянского быта и социальных отношений.
Слайд 3
Тематика
В основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы, которые
волновали писателя. Это проблема нравственного разложения дворянства и проблема
воспитания. Комедия представляет сложную по структуре, продуманную систему, в которой каждая реплика, каждый персонаж, каждое слово подчинены выявлению авторского замысла. Начав пьесу как бытовую комедию нравов, Фонвизин не останавливается на этом, а смело идет дальше, к первопричине «злонравия», плоды которого известны и автором строго осуждены. Причиной же порочного воспитания дворянства в крепостнической и самодержавной России является установившийся государственный строй, порождающий произвол и беззаконие.
Слайд 4
Идея
Защищая свою жестокость, преступления и самодурство, Простакова говорит:»Разве
я не властна и в своих людях?». Ей возражает
благородный, но наивный Правдин: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен». И тут она неожиданно ссылается на закон:»Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?» Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!»
Слайд 5
Впоследствии историк В.О. Ключевский верно сказал: «Все дело
в последних словах госпожи Простаковой; в них весь смысл
драмы и вся драма в них же… Она хотела сказать, что закон оправдывает ее беззаконие». В ее лице определенная часть дворян отказывается исполнять законы своей страны, свой долг и обязанности. О какой-то дворянской чести, личном достоинстве, вере и верности, взаимном уважении, служении государственным интересам тут и говорить не приходится.
Слайд 6
«Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь
не волен; да на что ж дан нам указ-то
о вольности дворянства?»
Слайд 7
Итак, идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков,
которые считают себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов
государственных и нравственных, утверждение идеалов гуманности и просвещения.
Слайд 8
Характер конфликта
Конфликт комедии заключается в столкновении двух противоборствующих
взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа
Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении крепостным, освободив его от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума – лица наиболее близкого автору. В конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома и приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, бесправие крестьян.
Слайд 9
И.А.Дмитриевский (актер)
Одним из главных героев пьесы Фонвизина является
Стародум. Он по своему мировоззрению – носитель идей русского
дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойден наградой. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остается верен своим идеалам. Он является идейным вдохновителем борьбы с Простаковой.
Слайд 10
Простаковы и их сын Митрофанушка
Слайд 11
Отрицательные герои
С удивительным реализмом представлены Фонвизиным отрицательные персонажи:
госпожа Простакова, ее муж и сын Митрофан, злобный и
жадный брат Простаковой Тарас Скотинин. Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и богатством, боятся только материальной силы и все время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов.
Слайд 12
Центральной фигурой этой группы, одним из значимых персонажей
пьесы является госпожа Простакова. Она сразу становится основной пружиной,
движущей сценическое действие, ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положительным героям, но и ее ленивому эгоисту сыну и свиноподобному братцу.
Слайд 13
С утра до вечера эта женщина сражается, давит
на всех, угнетает, приказывает, хитрит, лжет, ругается, грабит, бьет,
унять ее не могут даже богатый и влиятельный Стародум, государственный чиновник Правдин и офицер Милон с воинской командой. В основе этого живого, сильного, вполне народного характера – чудовищное самодурство, наглость, жадность к материальным жизненным благам.
Слайд 14
Второстепенные персонажи
На сцене действуют и другие персонажи: забитый
и запуганный муж Простаковой, и брат ее Тарас Скотинин,
больше всего на свете любящий своих свиней, и дворянский «недоросль» – любимец матери, не желающий ничему учиться сын Простаковых Митрофан, избалованный и развращенный материнским воспитанием.
Слайд 15
Сюжет и композиция
В основу сюжета комедии Фонвизин положил
конфликт эпохи, общественно-политической жизни 70 – начала 80-х годов
18в. Это борьба с крепостницей Простаковой, лишение ее права владения всем поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью Простаковой, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. Хотя они не составляют основного сюжета.
Слайд 16
«Недоросль» – комедия в пяти действиях. События разворячиваются
в имении Простаковых. Значительная часть драматического действия в «Недоросле»
посвящена решению проблемы воспитания. Кульминационным пунктом в разработке этой темы, бесспорно, является сцена экзамена Митрофана в 4-м действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотининых.