Слайд 2
Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» заканчивается самоубийством
главной героини — Катерины. Но был ли ее поступок
проявлением протеста и «страшным вызовом самодурной силе», как считает Н. А. Добролюбов? Или же он явился проявлением слабости, так как «воспитание и жизнь» не дали Катерине «ни твердого характера, ни развитого ума», и темная женщина разрубила «затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством», которое к тому же явилось «совершенно неожиданным для нее самой», как утверждает Д. И. Писарев.
Слайд 3
Чтобы ответить на вопрос: «Что означает самоубийство Катерины
— ее победу или поражение?», необходимо исследовать обстоятельства ее
жизни, изучить мотивы ее поступков, обратить особое внимание на сложность и противоречивость натуры героини и необыкновенное своеобразие ее характера.
Слайд 4
Катерина — натура поэтическая, исполненная глубокого лиризма. Она
росла и воспитывалась в мещанской семье, в религиозной атмосфере,
но впитала в себя все самое лучшее, что мог дать патриархальный уклад жизни. Она обладает чувством собственного достоинства, чувством прекрасного, ей свойственно переживание красоты, воспитанное у нее в детстве. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины именно в цельности ее характера, в способности везде и всегда быть самой собой, ни в чем и никогда не изменять самой себе.
Слайд 5
Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с совершенно
иным образом жизни, в том смысле, что это была
жизнь, в которой царит насилие, самодурство, унижение человеческого достоинства. Жизнь Катерины круто переменилась, и события приобрели трагический характер, но этого могло и не случится, если бы не деспотичный характер ее свекрови — Марфы Кабановой, которая счита-ет основой «педагогики» — страх. Ее жизненная философия — пугать и держать в повиновении страхом. Она ревнует сына к Молодой жене и считает, что тот недостаточно строг с Катериной. Она боится, что ее младшая дочь Варвара может «заразиться» таким дурным примером, и как бы ее будущий муж не упрекнул
Слайд 7
Для Катерины лучше не жить совсем, чем мириться
с «жалким прозябанием», которое ей уготовано «в обмен на
ее живую душу». Н. А. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Жить в мире «затаенной, тихо вздыхающей скорби... тюремного, гробового безмолвия...», где «нет простора и свободы для живой мысли, для задушевного слова, для благородного дела; тяжкий самодурный запрет наложен на громкую, открытую, широкую деятельность» для нее нет никакой возможности.
Слайд 8
Если она не может наслаждаться своим чувством, своей
волей законно, «при свете белого дня, перед всем народом,
если у нее вырывают то, что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет...».
Слайд 9
Катерина не захотела мириться с убивающей человеческое достоинство
действительностью, не могла жить без нравственной чистоты, любви и
гармонии и потому избавилась от страданий единственным возможным в тех обстоятельствах способом. «...Просто по-человечески, нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли иначе нельзя... Отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!..»
Слайд 10
Трагический финал драмы — самоубийство Катерины — не
поражение, а утверждение силы свободного человека, — это протест
против кабановских понятий о нравственности, «провозглашенный под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина», это «страшный вызов самодурной силе». И в этом смысле самоубийство Катерины — ее победа.