Слайд 2
Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает
отнюдь не последнее место. Город, построенный вопреки всем законам
природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, — таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.
Слайд 4
Гоголь описывает Петербург как город, где человеческие отношения
искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут, где “... кроме
фонаря, все дышит обманом”. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.
Слайд 5
«Невский проспект»
Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект»
писал; «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере,
в Петербурге; для него он составляет все».
Слайд 6
Образ «Маленького человека»
Тема “маленького человека” в литературе существовала
и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя.
Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина.
Образ “маленького человека” таков: это бедный,
не знатный человек, оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до отчаянья всем образом своей жизни, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту “маленького человека” всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть.
Слайд 8
Гоголь был поражен картинами глубоких общественных противоречий, трагических
социальных катастроф. Он узнал на собственном опыте и положение
бедного чиновника, и среду молодых художников, и переживания бедняка, у которого нет денег на покупку теплой шинели. Именно этот жизненный опыт позволил Гоголю столь зримо показать в своих повестях Петербург с его внешним великолепием и глубокими социальными контрастами.
Слайд 9
Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является
и Акакий Акакиевич Башмачкин.— герой повести “Шинель”. “Он был
то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”,— так говорит о Башмачкине Гоголь.
Слайд 10
“Записки сумасшедшего”, несомненно, одна из наиболее трагических
повестей цикла “Петербургские повести”.
Слайд 11
В произведении «Нос» Гоголь показывает себя гениальным художником
абсурда. Майор Ковалев - персонаж чрезвычайно самолюбивый, предпочитающий, чтобы
к нему обращались по званию, имеющий весьма далеко идущие планы стать губернатором в результате удачной женитьбы - однажды просыпается без носа. Впрочем, его ни капли не потрясает фантастичность происшедшего, гораздо больше майора волнует, как же в таком виде отправиться в должность
Слайд 13
Один из самых значительных критиков своего времени, В.Г.Белинский
неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: "это есть неудачная попытка
г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом”.