Слайд 2
Обломов и «обломовщина»
По роману И.А.Гончарова
«Обломов»
Слайд 4
«Илья Ильич проснулся против обыкновения, очень рано, часов
в восемь. Он чем-то сильно озабочен.»
Слайд 5
«На нем был халат из персидской материи, настоящий
восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей,
без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него.»
Слайд 6
«Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш
герой.
Небо там, кажется напротив, ближе жмется к земле, но
не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяческих невзгод.»
Слайд 7
«Река бежит весело, шаля и играя; она то
разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или
присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчание которых сладко дремлется.»
Слайд 8
«Но главною заботою была кухня и обед…
…Какие запасы
были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы
варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»
Слайд 9
«Все дались диву, что галерея обрушилась, а накануне
дивились, как это она так долго держится!
Начались заботы и
толки, как поправить дело;»
Слайд 10
«Потом, надев просторный сюртук или куртку какую-нибудь, обняв
жену за талью, углубиться с ней в бесконечную, темную
аллею; идти тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья, как биение пульса; слушать, как сердце бьется и замирает; искать в природе сочувствия… и незаметно выйти к речке, к полю…»
Слайд 11
«Что он делал дома? Читал? Писал? Учился?
Да, если
попадется под руки книга, газета, он ее прочтет."
Слайд 13
“ Это был человек лет 33 -32 от
роду, среднего роста, приятной наружности, с темно- серыми глазами,
но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу… потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности…
Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки ; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души ; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки “.
Слайд 15
“Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами
и в самом деле нажил дом и деньги. Он
участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу.
Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Меж тем он ездит и в свет, и читает: когда он успевает – Бог весть.
Он весь составлен из костей. Мускулов и нервов. Как кровная английская лошадь. Он худощав ... цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было.
Мечте, загадочному.таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман”.
Слайд 17
«У господина в кабинете переломаны или перебиты почти
все вещи, особенно мелкие, требующие осторожного обращения с ними,
- и все по милости...».
«... неопрятен. Он бреется редко и хотя моет руки и лицо, но, кажется, больше делает вид, что моет... Он очень неловок: станет отворять ворота или двери, отворяет одну половинку, другая затворяется, побежит к той, эта затворяется...
Слайд 20
Деталь художественная (от французского – подробность, мелочь) –
выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную
нагрузку. К художественной детали относят преимущественно подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, жеста, действия и речи (речевая характеристика)
Слайд 21
Стремление к гармонии
стремление к комфорту
Доброта лень
Гостеприимство бездействие
Любовь к людям несамостоятельность
Любовь к родной земле неумение жить
Протест против жизненной суеты
обломов
Слайд 23
«Что ему делать теперь? Идти вперед или остаться?
Этот обломовский вопрос бы для него глубже гамлетовского. Идти
вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!
…Прощай поэтический идеал жизни! Это какая-то кузница, не жизнь; тут вечно пламя, трескотня, жар, шум…когда же пожить? Не лучше ли остаться?
Остаться – значит надевать рубашку наизнанку, слушать прыганье Захаровых ног с лежанки, обедать с Тарантьевым, меньше думать обо всем, не дочитать до конца путешествия в Африку, состариться мирно на квартире у кумы Тарантьева…
«Теперь или никогда!» «Быть или не быть!» Обломов приподнялся было с кресла, но не попал ногой сразу в туфлю и сел опять».
Слайд 24
«Можно по-разному определять цель своего существования, но цель
должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.
Надо
иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только.
Однако правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.
Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим».
Д.С. Лихачев
Слайд 26
«Она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь,
что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул
опять, чтоб засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно.
Она так полно и много любила: любила Обломова - как любовника, как мужа и как барина; только рассказать никогда она этого, как прежде, не могла никому. Да никто и не понял бы ее вокруг.
…С летами она понимала свое прошедшее все больше и яснее и таила все глубже, становилась все молчаливее и сосредоточеннее. На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего было ей желать больше, некуда идти».
Слайд 27
«… ни одной фальшивой ноты не издало его
сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его
никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот – никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!..»