Слайд 2
Система образов
Экспозиция
Старый мир
Катька
Писатель
Поп
Паршивый пёс
Старушка
Барыня в
каракуле
Новый мир
Будущее?
Иисус Христос
12, идущие
«державным шагом»
Слайд 3
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок чёрные
ремни,
Кругом – огни, огни, огни…
Слайд 4
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в святую
Русь…
Слайд 5
Революционный отряд
« Как пошли наши ребята
В красной
гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну
голову сложить!»
Слайд 7
Образ красноармейцев
И опять идут двенадцать,
За плечами – ружьеца.
Слайд 8
Красногвардейский патруль в Петрограде.
«…ко всему готовы, ничего не
жаль…»
Слайд 9
Характеристика двенадцати
2 глава – похожи на каторжников (цигарка,
бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага
3
глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель.
11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом.
12 глава – «идут державным шагом»
Слайд 10
В первой главе мы слышим
многоголосие:
«- Ох, Матушка
Заступница!
Ох, большевики загонят в гроб!..
Предатели!
Погибла Россия…
-Уж мы плакали, плакали…»
Слайд 11
Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся
«с носом», Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса
«Предатели! Погибла Россия!», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».
Слайд 12
От здания к зданию
Протянут канат.
На канате –
плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Слайд 13
В последней главе тоже раздаются реплики, но они
принадлежат только
«двенадцати»:
«- Кто еще там? Выходи!..
Кто в сугробе –
выходи!..
Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!..
Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще
в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка,
барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс
появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему.
После первой главы пес появится в девятой:
«Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес».
Слайд 14
Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно
сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы
старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
Слайд 15
И буржуй на перекрестке
в воротник упрятал нос…
Слайд 16
Катька
– Из-за удали бедовой
В огневых её
очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча…
Слайд 17
– А Ванька с Катькой – в кабаке…
–
У ей керенки есть в чулке!
Слайд 18
Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит –
Елекстрический фонарик
На оглобельках…
Ах, ах, пади!..
Слайд 19
«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!»
Что,
Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!..
Слайд 20
Образ Христа
Появление Христа, может
быть, залог будущего
света, символ лучшего,
справедливости, любви,
знак веры. Он «и
от пули
невредим», и он мертвый
– «в белом венчике из
роз».
«Двенадцать стреляют в
него, пусть «невидимого».
Слайд 21
Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури,
символизирующим стихию жизни, стихию революции.
Христос является воплощением того нравственного,
духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.
Слайд 22
«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим
заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность.
Революция принимала в наследство этическую веру народа!»
(А. Горелов).
«…почему Христос?»
Слайд 23
Изобразительно-выразительные средства
12
Слайд 24
Изобразительно-выразительные средства
Слайд 25
«Мир и братство народов – вот знак,
под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет
ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.
Слайд 26
«Музыка революции»
«Слушайте музыку
революции», − призывал Блок.
В
поэме и звучит эта музыка.
Прежде всего, «музыка» у
Блока
– метафора, выражение
«духа», звучание стихии
жизни.
Традиционные ямб и хорей
сочетаются с разностопными
размерами, иногда с
нерифмованным стихом.
Слайд 27
В поэме звучат интонации марша.
Слышен городской романс.
Есть интонация
плача.
Часто встречается частушечный мотив.
Прямо процитирована революционная песня.
Бросаются в глаза
лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»
«Музыка революции»