Слайд 2
Литература I половины XX века
Исторические события:
Три революции: 1905
года, Февральская, Октябрьская 1917 г.,
Русско-японская война 1904-1905 гг.
Первая мировая
война 1914-1918гг.,
Гражданская война
Сталинские репрессии
Великая Отечественная война
Слайд 3
«Наше время трудновато для пера...»
В.В. Маяковский
«
«XX век всех
нас переломал...»
М.И. Цветаева
Слайд 4
«Серебряный век – это не столько время и
отдельные творческие личности, сколько целостное мировоззрение, картина мира, в
которой личность и творчество едины...»
В.А. Чалмаев
Слайд 5
Литература начала XX века
«Это время -Серебряный век –
выдвинуло писателей, поразительных по разнообразию, смелости, остроте видения жизни
и одухотворённости чувства... Они во многом проделали работу, которая была необходима России для её самопознания в наступивший переломный момент истории»
Л.Б. Воронин
Слайд 6
Историческая ситуация в России начала XX века
Последние
годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной
культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов. Начало XX столетия ознаменовано небывалым расцветом русской культуры.
Слайд 7
«Серебряный век русской литературы»
Это был
«серебряный век» русской литературы. Термин возник по аналогии с
«золотым веком». Его связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне. Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор «Аполлона» С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий « На Парнасе серебряного века». Пройдёт несколько десятилетий, и А. Ахматова напишет: «…серебряный месяц ярко/ Над серебряным веком стыл».
Поэты «серебряного века» создали новую концепцию мира и человека в этом мире: не всё создаваемое людьми осознаётся, есть области, недоступные аналитическому разуму.
Слайд 8
Хронологические рамки данного периода:
1892 – выход из
эпохи безвременья, начало общественного подъёма в стране, сборник «Символы»
Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького.
Слайд 9
1921-1922 г.г. – крах былых иллюзий, начавшаяся
после гибели Н. Гумилёва и смерти А. Блока массовая
эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философов, историков из страны.
Слайд 10
Характеризуемое время ознаменовано интенсивным развитием русской
философской мысли, творчеством В. Соловьёва, П. Флоренского, Д. Мережковского,
С. Булгакова, Н. Бердяева, В. Розанова, Ф. Степуна и других, многие из них взволнованно писали о подъёме культуры эпохи.
На этом красноречивом фоне столь же яркой и значительной выглядит и русская литература.
Слайд 11
Традиции прошлого отстаивают представители критического реализма (последние
произведения Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко), достигшие высшего
этапа своего развития.
Новые тенденции в развитии реализма складываются в творчестве Л. Андреева, И. Шмелёва, Б. Зайцева, А. Толстого.
Слайд 12
В пределах реализма можно наметить несколько типов
этого направления. Это горьковский реализм, оплодотворённый романтизмом; реализм В.
Вересаева и Н. Гарина-Михайловского, лишённый острокритической направленности предшественников; реализм, тяготеющий к натурализму, П. Боборыкина; неореализм Л. Андреева; реализм И. Бунина и А. Куприна, развивавшийся во взаимодействии с реализмом Л. Толстого и А. Чехова.
Слайд 13
Основные литературные направления XX века
Критический реализм.
Декаданс.
Модернистские течения:
символизм
акмеизм
футуризм
Социалистический
реализм.
Слайд 14
Критический реализм
(XIX век -начало XX века)
Правдивое, объективное
отображение действительности в ее историческом развитии.
Продолжение традиций русской
литературы XIX века, критическое осмысление происходящего.
Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами.
Пристальное внимание к внутреннему миру человека.
Слайд 15
А.П. Чехов, Л.Н. Толстой,
В.Г. Короленко
Слайд 16
Интенсивное развитие русской философской мысли. Культурный ренессанс
В.
Соловьёв, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Розанов,
Ф. Степун.
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни»
Н. Бердяев
Слайд 17
Декаданс
Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся
настроением пассивности, безнадёжности, неприятием
общественной жизни, стремлением
замкнуться в мире своих душевных переживаний.
Слайд 18
Модернизм (франц. moderne - новейший, современный)
Термин, которым обозначаются многие явления литературы и искусства ХХ
века, именно этим веком рождённые, новые по сравнении с искусством, возникшим ранее, прежде всего с реализмом XIX века.
Слайд 19
Понятие «модернизма» применялось ко всем течениям искусства
XX века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.
Совокупное наименование
художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине XIX века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе.
Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда — само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени.
Слайд 21
Представители литературных направлений начала XX века:
Старшие символисты: В.Я.
Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, Ф.К. Сологуб.
Мистики-богоискатели: Д.С. Мережковский,
З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
Декаденты-индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
Младшие символисты: А.А. Блок, А. Белый (Борис Николаевич Бугаев), В.И. Иванов и др.
Акмеисты: Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
Слайд 22
Кубофутуристы: Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В.
Маяковский, А.Е. Кручёных.
Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов,
В. Гнедов.
Группа «Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
Объединение «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др.