Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Отражение темы коллективизации в литературе

«Стоит ли былое вспоминать, Брать его в дорогу, в дальний путь?Все равно упавших не поднять,Все равно ушедших не вернуть,И сказала память: «Я могуВсе забыть, но нищим станешь ты.Я твои богатства стерегу Я тебя храню от слепоты».
Выполнили: Удалова Мария Злыденная ТатьянаРуководитель: Максимова Л.А. Отражение темы коллективизации в литературе МОУ «Лазурненская СОШ» «Стоит ли былое вспоминать, Брать его в дорогу, в дальний путь?Все равно Понятие «деревенская» проза появилось в начале 60-х годов. Это одно из наиболее «Я горжусь тем, что я вышел из деревни», — говорил Ф. Абрамов. Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову воплощением традиций народной жизни — Писатели тонко чувствуют глубинную культуру народа. Осмысляя его духовный опыт, В. Белов В произведениях «Кануны» В. Белова, «Мужики и бабы» Б. Можаева нужно отметить Читаем тяжелое размышление Бориса Екимова «На распутье» со страшными прогнозами: «Нищие колхозы «Год великого перелома» — под таким названием вошла в историю пора «сплошной так названа одна из статей В. Белова. В очерке Б. Можаева «Мужик» Сплошную коллективизацию Б. Можаев называет «трясучей лихоманкой — кулакоманией», «кромешным адом», «жестокой Произведения о коллективизации сильны не только своими картинами, но и своими мыслями. Каждый по-своему осмысливает тот разлад, который начался с коллективизации, но ощущение безнадежности, Коллективизация должна была объединить людей, а она, как показали писатели, их разъединила. Нельзя пройти мимо еще одного эпизода — выгоняют на улицу, «Не по-людски» начатая и проведенная, коллективизация обернулась для народа нашего тяжелейшей трагедией.
Слайды презентации

Слайд 2 «Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу,

«Стоит ли былое вспоминать, Брать его в дорогу, в дальний путь?Все

в дальний путь?
Все равно упавших не поднять,
Все равно ушедших

не вернуть,
И сказала память: «Я могу
Все забыть, но нищим станешь ты.
Я твои богатства стерегу
Я тебя храню от слепоты».
В трудный час на перепутьях лет,
На подмогу совести своей
Мы зовем былое насовсем,
Мы зовем из прошлого друзей.
И друзья, чьи отлетели дни,
Слышат зов – и покидают ночь.
Мы им не поможем, - но они
К нам приходят, чтобы нам помочь»

Вадим Шефнер



Слайд 3 Понятие «деревенская» проза появилось в начале 60-х годов.

Понятие «деревенская» проза появилось в начале 60-х годов. Это одно из

Это одно из наиболее плодотворных направлений в нашей отечественной

литературе. Оно представлено многими самобытными произведениями: «Владимирские проселки» и «Капля росы» Владимира Солоухина, «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» Василия Белова, «Матренин двор» Александра Солженицына, «Последний поклон» Виктора Астафьева, рассказы Василия Шукшина, Евгения Носова, повести Валентина Распутина и Владимира Тендрякова, романы Федора Абрамова и Бориса Можаева. В литературу пришли сыновья крестьян, каждый из них мог сказать о себе те самые слова, которые написал в рассказе «Угощаю рябиной» поэт Александр Яшин: «Я есть сын крестьянина… Меня касается все, что делается на этой земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил; на полях, которые еще плугом пахал, на пожнях, которые исходил с косой и где метал сено в стога».

«деревенская» проза


Слайд 4 «Я горжусь тем, что я вышел из деревни»,

«Я горжусь тем, что я вышел из деревни», — говорил Ф.

— говорил Ф. Абрамов. Ему вторил В. Распутин: «Я

вырос в деревне. Она меня вскормила, и рассказать о ней — моя обязанность». Отвечая на вопрос, почему он пишет в основном о деревенских людях, В. Шукшин сказал: «Я не мог ни о чем рассказывать, зная деревню… Я был здесь смел, я был здесь сколько возможно самостоятелен». С. Залыгин в «Интервью у самого себя» писал: «Я чувствую корни своей нации именно там — в деревне, в пашне, в хлебе самом насущном. Видимо, наше поколение — последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний уклад, из которого мы вышли без малого все и каждый. Если мы не скажем о нем и его решительной переделке в течение короткого срока — кто же скажет?»



Слайд 5 Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову воплощением

Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову воплощением традиций народной жизни

традиций народной жизни — нравственных, бытовых, эстетических. В их

книгах заметна потребность окинуть взглядом все, что связано с этими традициями, и то, что их ломало.

«Привычное дело» — так названа одна из повестей В. Белова. Этими словами можно определить внутреннюю тему многих произведений о деревне: жизнь как труд, жизнь в труде — привычное дело. Писатели рисуют традиционные ритмы крестьянских работ, семейные заботы и тревоги, будни и праздники.



Слайд 6 Писатели тонко чувствуют глубинную культуру народа. Осмысляя его

Писатели тонко чувствуют глубинную культуру народа. Осмысляя его духовный опыт, В.

духовный опыт, В. Белов подчеркивает в книге «Лад»: «Работать

красиво не только легче, но и приятнее. Талант и труд неразрывны». И еще: «Для души, для памяти нужно было построить дом с резьбою, либо храм на горе, либо сплести такое кружево, от которого дух захватит и загорятся глаза у далекой праправнучки.
Потому что не хлебом единым жив человек».

Эту истину исповедуют лучшие герои Белова и Распутина, Шукшина и Астафьева, Можаева и Абрамова.



Слайд 7 В произведениях «Кануны» В. Белова, «Мужики и бабы»

В произведениях «Кануны» В. Белова, «Мужики и бабы» Б. Можаева нужно

Б. Можаева нужно отметить и картины жестокого разорения деревни

во время коллективизации
Писатели показали несовершенство, неустроенность повседневной жизни героев, несправедливость, чинимую над ними, их полную беззащитность, что не могло не привести к вымиранию русской деревни. «Тут ни убавить, ни прибавить. Так это было на земле», — скажет об этом А. Твардовский.



Слайд 8 Читаем тяжелое размышление Бориса Екимова «На распутье» со

Читаем тяжелое размышление Бориса Екимова «На распутье» со страшными прогнозами: «Нищие

страшными прогнозами: «Нищие колхозы проедают уже завтрашний и послезавтрашний

день, обрекая на еще большую нищету тех, кто будет жить на этой земле после них… Деградация крестьянина страшнее деградации почвы. А она — налицо».

Подобные явления позволили говорить о «России, которую мы потеряли». Вот и «деревенская» проза, начавшаяся с поэтизации детства и природы, кончилась сознанием великой утраты. Не случаен же мотив «прощания», «последнего поклона», отраженный и в названиях произведений («Прощание с Матерой», «Последний срок» В. Распутина, «Последний поклон» В. Астафьева, «Последняя страда», «Последний старик деревни» Ф. Абрамова), и в главных сюжетных ситуациях произведений, и предчувствиях героев. Ф. Абрамов нередко говорил, что Россия прощается с деревней как с матерью.



Слайд 9 «Год великого перелома» — под таким названием вошла

«Год великого перелома» — под таким названием вошла в историю пора

в историю пора «сплошной коллективизации»; она захватила 1929—1930 годы.

В литературе это историческое явление отражено широко. Это и понятно: большое, переломное событие всегда находит свое многоаспектное освещение. В 30-е годы вышли такие произведения, как «Поднятая целина» М. Шолохова, «Страна Муравия» А. Твардовского, были написаны повести А. Платонова «Котлован», «Впрок». В 60—80-е годы были опубликованы такие книги, как «На Иртыше» С. Залыгина, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» и «Год великого перелома» В. Белова, «Овраги» С. Антонова, «Касьян Остудный» И. Акулова, «Перелом» Н. Скромного, «Кончина», «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» В. Тендрякова. Свое слово о коллективизации сказали В. Гроссман в романе «Жизнь и судьба», В. Быков в повестях «Знак беды», «Облава», А. Твардовский в поэме «По праву памяти», Ф. Абрамов в повести «Поездка в прошлое». Эти произведения составят основу обзорных занятий на тему «Год великого перелома» в литературе 60—80-х годов».

«Год великого перелома»


Слайд 10 так названа одна из статей В. Белова.
В

так названа одна из статей В. Белова. В очерке Б. Можаева

очерке Б. Можаева «Мужик» говорится:
  «Пора

уже понять простую истину — все начинается с земли, только она может дать несравнимую ни с чем — ни с нефтью, ни с золотом, ни с алмазами самую скорую прочную отдачу — богатство… Не бывает крепкой державы, земля которой не кормит свой народ… Мужик должен возродиться, если мы хотим жить в достатке и быть независимым государством. Мужик-кормилец. Не беспорточник, а работящий, преуспевающий — и работник и предприниматель. Хозяин…
А для того, чтобы он не только вернулся, но и утвердился, нам надо изменить всю систему землепользования, разобраться в том, что же произошло в 1929—1930 годах? Что же надо сделать для этого?
Для начала самую малость: признать сталинскую коллективизацию преступлением против народа».

«Возродить в крестьянстве крестьянское!» —


Слайд 11 Сплошную коллективизацию Б. Можаев называет «трясучей лихоманкой —

Сплошную коллективизацию Б. Можаев называет «трясучей лихоманкой — кулакоманией», «кромешным адом»,

кулакоманией», «кромешным адом», «жестокой порой головотяпства», «вселенским геноцидом», который,

уничтожив мужика, осиротил деревню и оставил землю беспризорной. С перегибов коллективизации и началось размывание нравственного чувства хозяина на земле, что постепенно обернулось разрушением духовного начала. Именно об этом писал Ф. Абрамов в открытом письме землякам «Чем живем-кормимся».



Слайд 12 Произведения о коллективизации сильны не только своими картинами,

Произведения о коллективизации сильны не только своими картинами, но и своими

но и своими мыслями. Писатели любят умных, думающих мужиков,

к их мнению прислушиваются, дают им возможность высказаться на собраниях, в разговоре с близкими, на мужицких посиделках. Ключевой, проходящей через весь роман «Мужики и бабы» является мысль, высказанная Андреем Ивановичем Бородиным: «Не то беда, что колхозы создают, беда, что их делают не по-людски». В этих словах — весь узел проблем, рассматриваемых Б. Можаевым.



Слайд 13 Каждый по-своему осмысливает тот разлад, который начался с

Каждый по-своему осмысливает тот разлад, который начался с коллективизации, но ощущение

коллективизации, но ощущение безнадежности, безысходности сквозит в каждом высказывании.

Главную опасность мужики видят в отчуждении их от земли. Острее всех это почувствовал Андрей Иванович Бородин:
«— Не то беда, что колхозы создают; беда, что делают их не по-людски, — усе скопом валят: инвентарь, семена, скотину на общие дворы сгоняют, всю, вплоть до курей… Все под общую гребенку чешут, все валят в кучу. Нет, так работать может только поденщик. А мужику, брат, конец приходит… Мужик — лицо самостоятельное. Хозяин! Мужик — значит, опора и надежа, хозяин, одним словом, человек сметливый, сильный, независимый в делах… За ним не надо приглядывать, его заставлять не надо. Он сам все сделает как следует. Вот какому мужику приходит конец. Придет на его место человек казенный…»
Устами героя выражено главное в авторской концепции: коллективизация — это раскрестьянивание, уничтожение мужика. Причем главный удар пришелся по «справному» мужику, по талантливым земледельцам.



Слайд 14 Коллективизация должна была объединить людей, а она, как

Коллективизация должна была объединить людей, а она, как показали писатели, их

показали писатели, их разъединила. «Одни безумствуют, сеют ненависть, другие

мечутся, страдают, прячутся», — с горечью отмечает Успенский. Эти наблюдения учителя из романа «Мужики и бабы» заставляют нас вспомнить, как в разоренном доме Клюева «сняли иконы вместе с божницами, раскололи в щепки и сожгли на глазах всего народа». Как спустя несколько дней с тихановской церкви сняли колокола, церковь переименовали в дурдом и потом открыли ссыпной пункт (гл. 7).
«Село затаилось в ожидании новых ударов и бедствий». И они пришли. Б. Можаев рисует крестьянский двор в минуту разорения и горя — идет череда раскулачивания (гл. 11, 12). Сами сцены раскулачивания и выселения знакомы нам по роману «Поднятая целина», и как будто бы в их «драматургии» Б. Можаев ничего не меняет. Он, как и Шолохов, идет от жизни. Тем не менее роман «Мужики и бабы» в этой своей части звучит трагичнее. Можаев изображает то, что осталось за рамками «Поднятой целины»: он показывает, с каким размахом готовилось к операции районное начальство: заседания штаба по раскулачиванию, инструктаж представителя райкома, директивы и т. п.

Слайд 15 Нельзя пройти мимо еще одного эпизода

Нельзя пройти мимо еще одного эпизода — выгоняют на улицу,

— выгоняют на улицу, ссылают семью участника гражданской войны,

бывшего красноармейца Прокопа Алдонина (гл. 12). Мы видим, как проводят последнюю ночь в родном доме пятеро ребятишек, их мать, как пытались помешать им взять узелок с харчами, как неожиданно умер их отец («Одним классовым врагом стало меньше», — спокойно сказал по этому поводу Зенин), и мы поймем, что значит «раскулачивать без мерехлюндий». «И без пощады». С этими словами невольно связывается концовка романа В. Белова «Год великого перелома»: «…В полевой сумке Скачкова хранился толстый граненый карандаш фабрики имени Сакко и Ванцетти. Заостренный с обоих концов, карандаш этот вызывал у хозяина гордость и самоуважение, один конец был синий, другой красный. Разбирая районные списки и следственные дела арестованных недоимщиков, Скачков пользовался двумя концами. Отмеченные синим концом попадали во вторую категорию, красная птичка садилась напротив первой категории…
Жители деревни Ольховицы Данило Семенович Пачин и Гаврило Варфоломеевич Насонов, помеченные красными галочками, согласно девятому пункту, подлежали немедленному расстрелу».



  • Имя файла: otrazhenie-temy-kollektivizatsii-v-literature.pptx
  • Количество просмотров: 168
  • Количество скачиваний: 0
- Предыдущая БУКВА Й
Следующая - Тайвань