Слайд 2
Основной композиционный принцип - параллелизм в расположении отрывков
1
отрывок - привал цыганского табора
2 отрывок – табор снимается
с ночлега
3 отрывок – табор на ночном привале
4 отрывок – утро. Табор пускается в путь
Слайд 3
Стройный и точный композиционный чертеж
наполнен большой содержательностью
и глубоким художественным смыслом
Слайд 4
Полная параллельность начала и конца
поэмы – это способ выразить монотонный круговорот смиренного «цыганского
бытья»
схожесть внешней ситуации резче подчёркивает контрастность образов и драматических положений
Слайд 5
«Поэма «Цыганы» составлена из отдельных явлений, то описательных,
то повествовательных, то драматических, не хранящих математической последовательности, но
представляющих нравственное развитие, в котором части соглашены правильно и гармонически».
П. А. Вяземский
Слайд 6
Ключевые образы
старый цыган
Алеко
Земфира
молодой цыган
Слайд 7
Старик, отец цыганки Земфиры,
-мудрый, справедливый, добрый человек, гостеприимный и опытный
Слайд 8
Старый цыган- страдалец
- он смог простить и смириться
-это для него обычный порядок вещей
Слайд 9
Восстановить
историю старого цыгана
Оценить его поступки и суждения
- он был молод
- любил прекрасную
Мариулу
- добился взаимности
- миновала молодость
- еще быстрее — любовь Мариулы
- однажды она ушла вместе с другим табором, бросив маленькую дочь - Земфиру
- с тех пор «все девы мира» постыли старику
Цыган уверен , что
- ничто не в силах удержать любовь,
- ничто нельзя вернуть,
- он философски принимает такой миропорядок, смиряется со своей участью, считая, что «чередою всем дается радость,
что было, то не будет вновь»
юноша,
которого
преследует
закон,
он хотел
обрести свободу
Слайд 13
С образом Алеко связана тема
глухой ревности, которая разрушила всё и всех погубила.
Она почти тождественна року в ней есть та же неотвратимость, которая ужасала Пушкина.
историю Алеко
Оценить его
поступки и суждения
История Алеко
- Алеко - бегущий из душной городской
жизни романтик
- Он разочаровался в любви, устал от суеты и ищет свободы, которую находит в цыганском таборе
- он влюбляется в молодую и энергичную цыганку Земфиру
- дгода скитаний и страстной любви устраивают молодого человека
- ему кажется, что он познал истинную свободу
Слайд 16
- Алеко узнает о том, что Земфира разлюбила
его и у нее есть молодой любовник-цыган
герой верит
в свободу и почитает ее, но понять того, что цыганка тоже свободна в своих мыслях и желаниях не может
с этого начинается
первое противоречие
Слайд 17
В глубине души он все еще связан
теми городскими устоями, не может принять правил цыганской жизни,
даже после рассказов старика, который поведал ему свою историю
Алеко привязан к Земфире настолько, что считает ее своей вещью
Отсюда возникает конфликт
Слайд 18
Он убивает молодого цыгана и
свою любимую, так как не может расстаться с мыслью
о принадлежности
Слайд 19
Алеко, мечты которого автор осуществил в полной мере,
остался гордым человеком и успел обидеть всех.
Он –
«изгнанник перелётный»
Он оскорбил законы гостеприимства того самого племени, к которому сам пришел искать приюта.
Слайд 20
Он отбрасывает все те сокровища,
которых прежде ему как бы не доставало, о которых
он так мечтал
Двойственность его
проявляется в том, что, пренебрегая другими, чужой волей, чужой свободой, Алеко превращается в раба своих страстей и сделал роковой шаг от гордости к преступлению
Слайд 21
Алеко, утверждающий свободу для себя среди нетронутых цивилизацией
«естественных» людей в цыганском таборе, не терпит никаких ограничений
этой свободы и тем самым становится деспотом по отношению к Земфире и молодому цыгану, ее любовнику.
Слайд 22
Двойное убийство,
совершенное Алеко, вызывает
осуждение старого цыгана:
Оставь нас, гордый человек!
Мы дики, нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним,
Не нужно крови нам и стонов;
Но жить с убийцей не хотим.
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли...
Слайд 23
- Изгнание Алеко из табора становится отправной
точкой в зарождении направления в литературе, реализма.
- Еще никогда романтическая фигура не была разочарована и выгнана из свободного мира.
- Пушкин доказывает, что по-настоящему свободного человека не было и не может быть, поэтому романтический идеал невозможен.
Даже старый цыган заявляет:
Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел, оставь же нас…
Слайд 24
Земфира -
свободная
молодая цыганка,
непостоянная,
непоколебимая,
независимая,
сохранившая свои свободолюбивые качества
Слайд 25
История Земфиры
- Она - молодая цыганка,
полюбившая байронического русского беглеца Алеко
-Земфира приводит главного героя
в табор, где они начинают жить вместе:
Он будет мой:
Кто ж от меня его отгонит?
Слайд 26
- Спустя два года, ветреная и свободолюбивая Земфира
находит другой объект для влечения и бросает Алеко:
Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Я тверда; не боюсь
Ни ножа, ни огня.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.
Слайд 27
В начале поэмы
Земфира предстаёт
вольной,
страстной,
беспечной.
И такой же она
сходит в могилу,
когда, рассказав Алеко
о своей новой влюблённости,
гибнет от кинжала ревнивого русского.
Слайд 28
Какова роль
образа Земфиры в поэме?
Слайд 29
- Земфира призвана олицетворить своим образом изменчивую беспечность
дикой свободы и неизменного беззакония.
- Её персонаж существует
для того, чтобы спровоцировать Алеко на вынесение приговора и ценой своей смерти разъяснить невозможность отказа от цивилизации, немыслимость для европейца обрести счастье в диком мире.
Слайд 30
Образ молодого цыгана
- юный
любовник Земфиры
- неудержимо пылкий, бесстрашный, прекрасный в своей всепобеждающей «вешней» молодости (вспомним его нежно-страстный укор Земфире: «Как ты робко любишь») и «свежести» (вспомним слова самого Алекс: «Куда, красавец молодой...»)
- отсюда же и эпитет, данный в самом обозначении его как персонажа:
«Молодой цыган»
Слайд 31
Выводы после чтения поэмы
Вывод № 1.
Пушкин преодолевает романтическую односторонность в решении еще одного важного
вопроса. В отличие от Руссо и Байрона он считает, что уход от цивилизации, возвращение к первобытному состоянию не приблизит человечество к счастью, свободе.
Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
Слайд 32
Вывод № 2
«И всюду страсти роковые,
И
от судеб защиты нет» —
это суждение реалиста,
отказавшегося от иллюзорных надежд на выгоды «природного» состояния человека.