принадлежит этому великому человеку.
Натура преимущественно практическая,
он был
рожден реформатором и основателем.
В.Г.Белинский
Поэзия
Михаила Васильевича Ломоносова
FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
Поэзия
Михаила Васильевича Ломоносова
6. Научная поэзия.
7. Сатирическая поэзия.
8. Переводы. Анакреонтическая поэзия
9. Значение поэзии Ломоносова.
10.Литература
Творческий путь Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов —
гениальный русский ученый, просветитель, поэт, художник.
Поражает разносторонность научных интересов Ломоносова. Многие крупнейшие начинания середины века в области науки, искусства и просвещения связаны с именем Ломоносова:
Ломоносов указал на
ритмическое разнообразие
русского языка
и доказал необходимость
введения
трехсложных стоп
Определил
равноправность
в стихах мужской
и женской рифм
написанной в соответствии со новыми теоретическими положениями,
ямбическим стихом, наиболее удачным для оды, ибо строй этого метра «возносится снизу вверх»,
создавая требуемое «великолепие», вызванное патриотическим пафосом победной героики и торжества.
Тематика поэзии Ломоносова
«Для пользы общества коль радостно трудиться!» —
эти слова Ломоносова раскрывают
жизнеутверждающую сущность его поэзии.
Это и определило своеобразие тематики поэзии Ломоносова
от легких стихотворений в духе ранней немецкой анакреонтики
до гражданской поэзии больших государственных тем.
Ода – лирический жанр,
пришедший в европейскую литературу из античной поэзии, подразделяется на типы:
победно-патриотическая,
похвальная,
философская,
- духовная,
- анакреонтическая
— все это стало оригинальным созданием Ломоносова.
Устойчивая строфика од – 10 стихов четырехстопного ямба
Своеобразный величественный и напряженный стиль
Ода на взятие Хотина
Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку:
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку
Гимном славы Петру должна была стать эпическая поэма «Петр Великий», из которой он написал только 2 песни (задумано было двадцать четыре). Но и из написанного ясно выступает замысел поэмы и облик ее героя. Петр в поэме Ломоносова — «строитель, плаватель, в полях, морях герой».
Образ Елизаветы в одах Ломоносова
Образ России в поэзии Ломоносова
Художественное своеобразие похвальных од
В авторскую речь обильно вводятся
типично ораторские приемы —
вопросы, восклицания,
например, начало оды 1750 г.,
адресованное Елизавете Петровне:
Какую радость ощущаю?
Куда я ныне восхищен?
Небесну пищу я вкушаю,
На верьх Олимпа вознесен!
Поэт обильно использует
мифологические образы:
В полях кровавых Марс страшился,
Свой мечь в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг
Художественное своеобразие похвальных од Ломоносова
определяется их идейным содержанием
Каждая ода представляет собой
вдохновенный монолог поэта в стихотворной форме.
Духовные оды
Духовные оды
Научная поэзия
Более резко звучит
«Гимн бороде»,
поводом к написанию которого
послужили следующие обстоятельства:
ученик Ломоносова Николай Поповский
перевел в стихах поэму
английского просветителя
Александра Попа «Опыт о человеке»,
но Синод запретил
печатать эту книгу.
Ломоносов ответил на это решение
«Гимном бороде», одним из самых
смелых в XVIII в.
антиклерикальных произведений.
Собственная позиция Ломоносова раскрывается
в заключительном диалоге, где поэты просят «живописца» нарисовать портреты
их «возлюбленных». Анакреон хотел бы увидеть точное подобие своей любимой.
Возлюбленной Ломоносова оказывается его родина, Россия, которую он просит
изобразить в виде царственной женщины, сильной, здоровой и красивой:
Изобрази ей возраст зрелой
И вид в довольствии веселой,
Отрады ясность по челу
И вознесенную главу
Служение матери-Родине Ломоносов понимает как творчество,
доставляющее человеку сознание своей полезности обществу.
Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Любовны мысли, ум;
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен
«С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим».
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может
Ни множество веков, ни една древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Огромное влияние Ломоносова на русскую литературу и культуру отмечали Радищев и Пушкин:
Его произведения «останутся вечными памятниками русской словесности;
по ним долго еще
должны мы будем изучаться
стихотворному языку нашему».