Слайд 2
В чем суть?
Постмодернизм! Хоть имя дико,
Но мне
ласкает слух оно!
(якобы А. Блок)
Слайд 3
Постмодернизм (1)
Социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху
пост-индустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к
истинности отображения реальности человеческими органами чувств.
Слайд 4
Приколемся над миром и собой!
Слайд 5
Постмодернизм (2)
Постмодернизм переходит от констатации несостоятельности глобальных "притязаний
разума" к попыткам обозначить ориентиры накопленного интеллектуального опыта. Констатируя
упадок тоталитарных идеологий, экстремистско-революционных попыток подчинить им ход истории и сопредельных "партизанских" технологий модернизма, П. выдвигает в качестве главного творческого принципа радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры.
Слайд 6
Постмодернизм (3)
Постмодернизм как специфическое явление в истории и
социологии был выделен западными социологами в конце 1980-х гг.
Понимание постмодернизма разработали французские философы-постструктуралисты М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Бодрийяр, опираясь на концепцию о преобладании «страха и трепета» в менталитете жителя постиндустриальной цивилизации.
Слайд 7
Постмодернизм (4)
Постмодернисты выделили 4 основных вектора
развития общественной жизни в период пост-индустриализма:
Агностицизм (истина — это лингвистический
феномен, сфера знаний — это языковые игры, истины — общепринятые суждения, а не отражение реальности).
Прагматизм (критерий интеллекта — успех, поэтому выражение успеха в современном капиталистическом мире — богатство).
Слайд 8
Постмодернизм (4А)
Эклектизм (в стремлении не к истине, а
к успеху возможно использование и смешение самых разных способов
и методик, таким образом, лучшим отражением действительности становится коллаж, музейная коллекция).
Анархо-демократизм (непостижимость истины превращает любые объединения, включая государственные, в насилие над свободно мыслящей личностью).
Слайд 9
Постмодернизм (5)
"Естественный", подлинный мир культуры, согласно П.,
лишен привычной для нашего сознания иерархичности. Все элементы культурного
пространства абсолютно самоценны и равнозначны, любое деление на "высокое" и "низкое", "элитарное" и "массовое" изначально абсурдны.
Слайд 11
Постмодернизм (6)
Художественная практика П. предполагает, прежде всего,
искусство цитирования, авторского монтажа фрагментов наличных культурных текстов в
свободной технике. Личность автора проявляется при этом преимущественно в особой манере языковой игры, яркой импровизации по поводу ключевых сюжетов и образов уже завершенной, "сделанной" культуры Запада. Реабилитируя человеческую субъективность, П. уравнивает в правах факт и фикцию, придает особую значимость продуктивным возможностям воображения.
Слайд 12
Постмодернизм (7)
Отказ от дуального (субъект-объектного) восприятия реальности по
существу приводит П. к построению на обломках прежних мифов
новой мифологии, нового лексикона мироздания, предлагающего различные варианты его наименования и принципиально воздерживающегося от любых окончательных суждений по этому поводу.
Слайд 13
Постмодернизм (7А)
Считая идею прогресса одним из "мертвых" мифов
западного мира, П. рассматривает движение культуры с точки зрения
умножения образов и имен, усложнения языка и обогащения смысла архетипических представлений.
В современном культурном процессе П. присутствует не как ярко выраженное философское направление или завершенная эстетическая концепция (в силу своей изначальной глубинной самоиронии), но, скорее, как констатация исчерпанности творческих потенций культуры Запада.
Слайд 14
Основные жанры
ПЬЕСА
РОМАН
РАССКАЗ
Слайд 15
Театр абсурда
Или драма абсурда — абсурдистское направление в западноевропейской
драматургии и театре, возникшее в середине XX века.
В
абсурдистских пьесах мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб.
Наиболее полно принципы абсурдизма были воплощены в драмах «Лысая певица» (1950) румынско-французского драматурга Эжена Ионеско и «В ожидании Годо» (1953) ирландского писателя Сэмюэла Беккета.
Слайд 16
Сэмюэл Беккет
(1906 —1989) — ирландский писатель. Один из
основоположников театра абсурда.
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969
года.
Произведения Беккета отличаются использованием новаторских приёмов, философской тематикой.
Слайд 17
Хорхе Луис Борхес
(1899 — 1986) — аргентинский прозаик, поэт
и публицист.
Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями,
часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй.
В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.
Слайд 18
Хорхе Луис БОРХЕС (2)
«Быть чем-то одним неизбежно означает
не быть всем другим, и смутное ощущение этой истины
навело людей на мысль о том, что не быть – это больше, чем быть чем-то, что в известном смысле это означает быть всем».
Х. Л. Борхес
Слайд 19
Основные произведения
«Жар Буэнос-Айреса»
«Луна напротив»
«Расследования»
«История вечности»
«Вымыслы»
«Изобретения»
«Алеф»
«Золото тигров»
«Книга песка»
«Сокровенная роза»
«Железная
монета»
«История ночи»
«Семь вечеров»
«Тайнопись»
«Заговорщики»
Слайд 20
Основные награды
1944 — Гран-при ассоциации аргентинских писателей
1956 — Государственная
премия Аргентины по литературе
1979 — Премия Сервантеса — самая престижная
в испаноязычных странах награда за заслуги в области литературы
1979 — Всемирная премия фэнтези
1980 — Премия Бальцана — международная премия за высшие достижения в науке и культуре
1981 — Премия Итальянской республики
1981 — Премия «Балрог» в области произведений в жанре фэнтези
1999 — Национальная премия литературных критиков
Слайд 21
Габриэль Гарсиа Маркес
(6 марта 1927, Аракатака, Колумбия) — знаменитый
писатель-прозаик, журналист.
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года.
Представитель литературного направления «магического реализма».
Слайд 22
Габриэль Гарсиа Маркес (2)
Прервав учёбу в университете в
1950 году, решил посвятить себя журналистике и литературе. Особое
влияние на него оказали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джеймс Джойс и Вирджиния Вулф, Франц Кафка.
В 1957 году 30-летний Гарсиа Маркес был корреспондентом на московском фестивале молодёжи и студентов. Воспоминания об этом событии запечатлены в эссе «СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы!».
Слайд 23
Габриэль Гарсиа Маркес (3)
Параллельно Маркес занимается писательством, сочиняя
рассказы и киносценарии.
В 1961 году у него выходит
повесть «Полковнику никто не пишет», в 1966 году — роман «Недобрый час».
Мировую известность ему принёс роман «Сто лет одиночества» (1967).
В 2002 году была издана первая книга из запланированной автором биографической трилогии — «Жить, чтобы рассказать о жизни», которая в испаноязычном мире стала бестселлером.
Книга написана в жанре «магического реализма».
Слайд 24
Габриэль Гарсия Маркес (4)
«Я всегда говорил и
никогда не откажусь от своих слов, что самые интересные
люди живут в России».
Г. Маркес
Слайд 25
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
«Полковнику никто не пишет»
«Сто лет одиночества»
«Осень патриарха»
«Хроника объявленной смерти»
Слайд 26
Умберто Эко
( 5 января 1932, Алессандрия, Италия) — итальянский
философ, историк, специалист по семиотике, литературный критик, писатель.
Слайд 27
Умберто Эко (2)
Работал на телевидении, обозревателем крупнейшей газеты
«Эспрессо» преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана,
Флоренции и Турина.
Профессор Болонского университета. Почётный доктор множества иностранных университетов.
Кавалер французского офицерского Ордена Почётного легиона.
С сентября 1962 года женат на немецкой учительнице искусств Ренате Рамге. Имеет сына и дочь.
Слайд 28
«ИМЯ РОЗЫ»
Философско-детективный роман, действие которого разворачивается в средневековом
монастыре.
В 1986 году роман был экранизирован. Роль Вильгельма
Баскервильского исполнил Шон Коннери, Адсона — Кристиан Слэйтер.
Слайд 29
«Маятник Фуко»
Разделен на десять частей в соответствии с
Каббалой.
Роман переполнен отсылками к Каббале, алхимии и разнообразным
теориям заговора (напр., тамплиеров).
Название книги происходит от маятника, разработанного французским физиком Леоном Фуко, предназначенного для наглядной демонстрации вращения земли и является символом многозначительности романа.
Слайд 30
Другие литературные произведения Умберто Эко
«Остров накануне»
«Баудолино»
«Таинственное
пламя царицы Лоаны»
В октябре 2010 года в
Италии вышел новый роман Эко «Пражское кладбище».
Слайд 31
Джон Роберт Фаулз
(1926 — 2005) — английский писатель,
романист и эссеист.
Один из выдающихся представителей постмодернизма в
литературе.
Слайд 32
Джон Фаулз (2)
Поступил в Эдинбургский университет, однако в
1945 г., незадолго до окончания Второй мировой войны, оставил
его ради военной службы. После двух лет в морской пехоте Фаулз отказался от военной карьеры и поступил в Оксфордский университет, специализируясь во французском и немецком языках.
Слайд 33
Джон Фаулз (3)
В 1963 г. успех первой книги
Фаулза позволил ему оставить преподавание и целиком посвятить себя
литературной деятельности.
В 1968 г. Фаулз поселился в небольшом городке Лайм-Реджис на юге Англии.
Большую часть жизни он провел в своем доме на берегу моря и снискал славу замкнутого человека.
Слайд 34
«Коллекционер»
Первый опубликованный роман Фаулза, который принёс автору известность.
История собирателя бабочек, который попытался добавить в свою коллекцию
живую девушку.
Книга была экранизирована. Одноимённый фильм пользовался большим успехом.
Слайд 35
«ВОЛХВ»
Действие романа происходит в Англии (I и III
части) и в Греции (II часть) в 1950-е годы.
Роман наполнен вполне узнаваемыми реалиями времени.
Главный герой произведения — Николас Эрфе выпускник Оксфорда, типичный представитель послевоенной английской интеллигенции.
Романтичный одиночка, ненавидящий нынешнее время Николас бежит от обыденности настоящего и предсказуемости своего будущего на далекий греческий остров Фраксос в поисках «новой тайны».
Слайд 36
«Женщина французского лейтенанта»
Самый знаменитый роман Фаулза.
«Женщина французского лейтенанта»
сочетает в себе черты исторического и любовного романа, однако
неповторимость ему придаёт постмодернизм авторских размышлений.
В романе рассказывается история молодого дворянина, который в 60-е гг. XIX в. должен сделать выбор между благопристойным браком по расчету и любовью к бедной гувернантке.
Фаулз предлагает читателю варианты решения этой проблемы с точки зрения человека 60-х гг. XX в. - свидетеля «сексуальной революции».
Роман разошёлся многомиллионным тиражом, был переведен на три десятка языков.
Был экранизирован, в главных ролях снялись Мерил Стрип и Джереми Айронс. Пять «Оскаров»!
Слайд 37
«Женщина французского лейтенанта» (2)
Слайд 38
Другие произведения Дж. Фаулза
«Червь»
«Башня из чёрного
дерева»
«Дэниел Мартин»
«Мантисса»
«Кротовые норы»
Слайд 39
Немного о постмодернизме в России
Ерофеев Венедикт Васильевич (1938
- 1990) — русский писатель.
Известен основном как автор
поэмы «Москва - Петушки».
Слайд 40
Виктор Пелевин
«Омон Ра»
«Жизнь насекомых»
«Чапаев и Пустота»
«Generation «П»
«Священная книга оборотня»
«Шлем ужаса»
«Empire V»
Слайд 41
Владимир Сорокин
«Норма»
«Тридцатая любовь Марины»
«Сердца четырёх»
«Голубое сало»
«День опричника»
Слайд 43
Чак Паланик
Род. 21 февраля 1962, США) — современный американский
писатель и свободный журналист.
Наиболее известен как автор отмеченной
множеством премий книги «Бойцовский клуб».
По этой книге Дэвидом Финчером был снят фильм, где в главных ролях снялись Брэд Питт и Хелена Бонэм Картер.
Слайд 44
Другие произведения Ч. Паланика
«Уцелевший»
«Невидимки»
«Удушье»
«Колыбельная»
«Дневник»
«Призраки»
«Снафф»
«Пигмей»
«Расскажи всё»
«Проклятая»