Слайд 2
Фёдор Михайлович Достоевский
Слайд 3
Из тридцати романов, повестей, рассказов, составляющих литературное наследие
Ф.М.Достоевского, можно выделить двадцать, где Петербург является главным местом
действия.
Слайд 4
Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман
, точно вылит, так он строен.
При ограниченном числе действующих
лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей,- весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности… Но- силен, бес!
А.Фадеев
Слайд 5
Цель работы – выявить и описать функции желтого
цвета в тексте романа.
Задачи:
выяснить, какая цветовая лексика используется
в изучаемом произведении;
выявить цели использования желтого цвета в романе;
определить, какое настроение оно помогает передать;
рассмотреть, каков подбор желтого цвета при описании интерьер, портрета и душевного состояния героя;
изучить функционирование желтого цвета в романе;
обнаружить и осмыслить нравстенно-философскую проблематику, экспонированной в колористическом строе произведения.
Слайд 6
Функции цвета в художественном произведении:
1. Различительная, или описательная, функция:
- описания природы,
- описания интерьера,
- описания внешнего вида человека.
2.
Характеризующая функция:
- характеристика действительности,
- характеристика состояния человека.
Слайд 7
Символика желтого цвета
1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой
2.
Магическое воздействие
3. Знак отличия в обществе
4. Язык общения с
богами и духами
5. Язык ритуалов
6.Знаки и сигналы
7. Негативная символика желтого и золотого
Слайд 8
Желтый цвет в романе
М. В. Ломоносов
4,6/13,5
В. К. Тредиаковский
1,8/23,6
А. П. Сумароков 4,8/26,3
Г. Р. Державин 2,5/17,5
В. В. Капнист 4,2/29,6
А. С. Пушкин 4,3/16,3
М. Ю. Лермонтов 3,5/10,1
Ф. И. Тютчев 2,4/22,5
Н. В. Гоголь 5,0/10,6
Л. Н. Толстой 7,9/1,7
Ф. М. Достоевский 10,6/2,5
Слайд 9
Комната Раскольникова
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть
длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными
и всюду отставшими от стены обоями...»
Позднее вновь говорится об этой клетушке, когда Раскольникову «стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук».
И, уже лежа в постели, больной «Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками, и стал рассматривать...».
Слайд 10
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной,
имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и
всюду отставшими от стены обоями...»
Слайд 12
Комната Сони
«Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по
всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно
зимой».
Слайд 14
Квартира старухи-ростовщицы
«Небольшая комната... с желтыми обоями... Мебель, вся
очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана,
с огромною выгнутою деревянного спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенкам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках...»
«В передней было очень темно и пусто, ни души, как будто все вынесли; тихонько, на цыпочках, прошел он в гостиную: вся комната была ярко облита лунным светом; все тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках».
Слайд 15
Портреты героев
«Пухлое, круглое и немного курносое лицо его
(Порфирия Петровича) было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое
и даже насмешливое».
«Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице».(Раскольников)
Слайд 16
Портреты героев
«Она вновь забылась, но это последнее забытье
продолжалось недолго. Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзничь назад,
рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. Она глубоко-глубоко вздохнула и умерла».(Катерина Ивановна)
Слайд 17
Образ желтого Петербурга
Человек задыхается в Петербурге Достоевского, в
городе, где желтый цвет очень ярко высвечивает болезненную атмосферу
города. Не случайно автор обращает внимание именно на этот цвет – цвет сумасшествия, что еще раз говорит о неизлечимой болезни Петербурга. Так, образ Петербурга прочно ассоциировался в русской литературе с желтым цветом.
Слайд 19
У Достоевского Петербург — это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных
мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия
и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик; это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.
Слайд 22
Символика
цвета.
Основной цвет романа –желтый.
Желтая каморка Раскольник-ова
сарай с
желтоватыми обоями у
Сони
Желтый цвет в романе создает
ощущение
болезненности,
расстройства,
безысходности
Мебель из желтого
Отполиро-ванного
дерева у
Порфирия
Петровича
Старуха-
Процентщица
Одета в
Пожелтел-ую
кацавейку
Слайд 23
вывод
Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение болезненности,
усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости
и безысходности.
Слайд 24
желтый цвет выполняет различительную функцию:
- углубление характеристики
персонажей;
- создание убогости комнат, где живут главные герои романа;
-
создание болезненности не только героев, но и города Петербург
Слайд 25
функции символики желтого цвета в романе:
1. Желтый цвет
- отчаяние
2. Желтый цвет - безумие
3. Желтый цвет -
болезнь
4. Желтый цвет - продажность
5. Желтый цвет - грех
6. Желтый цвет – предупреждение
7. Желтый цвет – цвет Петербурга