Осыпа не только как писателя, но и как одного
из сильнейших педагогов края, хорошо изучившего детскую психологию, школьную жизнь и использовавшего эти знания как в творчестве , так и на практике.
С 1923 года, после окончания Сернурского педтехникума, Шабдар преподовал русскую литературу в Куженерской школе, а через два года стал ее директором. Деятельный, толковый руководитель, он многое сделал, чтобы вывести эту школу на передовые позиции.
В 1928—1933 годах он учится в Казани, в Восточно-педагогическом институте, потом аспирантуре, но не прерывает связи со своими воспитанниками, начинающими авторами. В эти же годы он часто бывал в Уральском марийском педтехникуме города Красноуфимска, где пропагандировал успехи марийской литературы, призывал учить родной язык, вел литературный кружок. Тогда же он писал:
Брат, сестра, ученье вас
Жизнь научит понимать.
Бросте прежнее старье,
Беспросветное житье.
Выходи на светлый путь,
Тьму былую позабудь!
Педагогический талант Шабдара Осыпа особенно ярко проявился во время его работы в Марийском государственном педагогическом институте им. Н. К. Крупской (1933—1937 гг.). Здесь Иосиф Архипович преподавал марийскую литературу, разрабатывал методику куррса, вел практику. Бывшие студенты всегда вспоминали его глубокие, интересные лекций, неординарные суждения, но особенно – доброту, товарищеское отношение к ним.
Работая в институте, Иосиф Архипович не забывал о школе, зная, как трудно живется учителям в сельской глубинке. В 1934 году он разработал для них первую программу по преподаванию родной литературы, а через год сумел издать и первую хрестоматию по этой программе.
Нельзя не отметить и деятельность Шабдара Осыпа как критика и литературоведо. Он был хорошим учителем для молодых авторов, добрым наставником в творчестве, доброжелательным и конструктивным критиком. «Писательству, как и любому другому мастерству, нужно много учиться,-- писал он. --…нужно хорошо знать свой народ, любить его от чистого сердца, уважать обычаи, соблюдать традиции… Когда пишешь, целиком уходи в материал, живи жизнью своих героев, смотри их глазами…»
Печальная «слава» 1937 года не уйдет из нашей памяти. Будучи свидетелем начала репрессий, Шабдар в апреле 1937 года пишетпятистраничный запрос в комисию партконтроля ЦК ВКП(б) и в «Правду» по поводу происходящих событий. Однако ответа он не дождался. Ночью 1 июня 1937 года Шабдар был арестован как «активный член контреволюционно-националистической организации». 11ноября 1937 года в 7 часов вечера решение тройки НКВД было приведено в исполнение: поэт, писатель, педагог И. А. Шабдаров был расстрелян.
Произведения его и сегодня не утратили своего значения . Они, как пишет С. Я. Черных в статье «Время расцвета и проклятия таланта», «…широко известны не только среди марийского народа, но и в российской художественной литературе, по достоинству оценены в финно-угорском мире».