Слайд 2
ВОПРОСЫ:
1. Общие задачи работы над эпическим произведением.
2. Анализ
сюжетно-композиционной основы произведения. Работа над эпизодом.
3. Работа над образом
героя.
4. Осмысление авторской позиции.
Слайд 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭПОСА
Эпос - (от греч. epos - слово, повествование,
рассказ) - один из трех основных родов литературы, выдвигающий
на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени; повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.
Слайд 4
ЭПОС:ВИДЫ И ЖАНРЫ
КРУПНЫЕ ФОРМЫ
Эпопея
Роман (семейно-бытовой, социально-психологический, философский , исторический,
фантастический ,роман-утопия, любовный роман, авантюрный роман, роман-путешествие, лиро-эпический (роман в
стихах) и др.
Роман-эпопея
Поэма-эпопея
Слайд 5
ЭПОС:ВИДЫ И ЖАНРЫ
СРЕДНИЕ ФОРМЫ
Повесть (семейно-бытовая, социально-психологическая, философская, сказочная,
приключенческая и др.).
Поэма (эпическая, героическая, лирическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная
и др.).
Слайд 6
ЭПОС:ВИДЫ И ЖАНРЫ
МАЛЫЕ ФОРМЫ
Сказка (волшебная, социально-бытовая, сатирическая, социально-политическая,
лирическая, фантастическая, анималистическая и др.)
Рассказ (очерковый (описательно-повествовательный, “нравоописательный”), новеллистический
(конфликтно-повествовательный).
Новелла
Басня
Слайд 7
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ НАД ЭПИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Эпос представлен в
школе разнообразными жанрами:
басня,
рассказ,
роман,
эпопея.
Слайд 8
компоненты художественного текста, существенные для эпического рода
ТЕМА, ПРОБЛЕМАТИКА,
СЮЖЕТ
Рассматривая их, ученики осмысливают произведение как эстетическую реальность, как
преображенную действительность.
Слайд 9
компоненты художественного текста, существенные для эпического рода
ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ
Знакомясь
с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов.
Слайд 10
компоненты художественного текста, существенные для эпического рода
АВТОР КАК
ТВОРЕЦ, КАК СОЗДАТЕЛЬ ОСОБОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ДАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Слайд 11
компоненты художественного текста, существенные для эпического рода
Различия в
работе над эпическим произведением зависят от жанров, возраста школьников,
ступеней обучения, но общей особенностью является необходимость группировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязи и сцеплениях.
Слайд 12
АНАЛИЗ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОСНОВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Сюжет эпического произведения складывается из
выстроенных в определенной последовательности событий, происходящих в определенном времени
и пространстве; из поступков героев-персонажей; из сцеплений разнообразных обстоятельств, в которых эти герои действуют.
Слайд 13
АНАЛИЗ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОСНОВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Сюжет может излагаться:
в прямой хронологической
последовательности событий;
с отступлениями в прошлое - ретроспективами -
и «экскурсами» в будущее;
в преднамеренно измененной последовательности.
Слайд 14
АНАЛИЗ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОСНОВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Композиция - мотивированное расположение компонентов
литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в
котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое.
Слайд 15
АНАЛИЗ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОСНОВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения.
Слайд 16
ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ОСВОЕНИЕМ
СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОСНОВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
составление
планов всего повествования или отдельных его частей;
рассказывание и пересказ.
Слайд 17
РАБОТА НАД «ОТРЕЗКОМ»
Освоению сюжетно-композиционной основы и художественного мира
произведения служит работа над отдельными его частями: главами, эпизодами.
Слайд 18
ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ЭПИЗОДОМ
При этом нужно стремиться, чтобы
в выделенной части присутствовало все произведение. Эпизод - всегда
звено в событийной цепи. Каждый из них связан с другими.
Слайд 19
ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ЭПИЗОДОМ
В средних классах при разборе
эпизода на первый план чаще всего выступают события, в
старших - герои и авторская позиция.
Слайд 20
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ЭПИЗОДА:
строгий отбор для подробного разбора,
постоянная связь части и целого, эпизода и всего произведения,
варьирование приемов анализа при рассмотрении разных эпизодов одного произведения,
выбор анализа эпизода с опорой на путь анализа всего произведения.
Слайд 21
Анализ эпизода второй встречи Гринёва с Пугачёвым
В какой
момент происходит вторая встреча Гринева с Пугачевым, какие важнейшие
события ей предшествуют?
Чем эта встреча внешне и внутренне отличается от первой?
Какое значение приобрела она в жизни Гринева и чем была интересна Пугачеву?
Слайд 22
Анализ эпизода второй встречи Гринёва с Пугачёвым
Какие отношения
связывали Гринева и Пугачева до второй их встречи?
Как
раскрываются характеры героев в ходе разговора?
Чем по-своему привлекательны оба в момент объяснения (в чем проявляется благородство каждого)?
Какое чувство к героям повести можно вызвать у читателя их разговор?
Как вторая встреча сказалась на последующих отношениях Гринева и Пугачева?
Слайд 23
Анализ эпизода второй встречи Гринёва с Пугачёвым
Почему эту
встречу Гринева с Пугачевым можно назвать «поединком в великодушии»?
Слайд 24
ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ЭПИЗОДОМ
Беседа репродуктивного или проблемного характера.
Подготовка
к выразительному чтению с предварительным риторическим анализом ситуации общения.
Выразительное
чтение.
Комментированное чтение.
Сопоставление фрагмента произведения с его экранизированным воплощением.
Слайд 25
Работа над образом героя эпического произведения
Литературный герой -
одна из тех художественных реальностей, без которой нельзя понять
ни мира произведения, ни авторской позиции.
Слайд 26
Приёмы работы над образом героя эпического произведения
Репродуктивная или
эвристическая беседа, выявляющая а) читательское впечатление о персонаже, б)
мотивированность его поступков, в) нравственную позицию, психологию героя, г) авторское отношение.
Слайд 27
Приёмы работы над образом героя эпического произведения
С каким
чувством описывает автор Настю и Митрашу в начале «Кладовой
солнца» и в каких словах это чувство особенно заметно?
Что мешало Васе сообщить отцу правду о судьбе куклы?
Что заставляет Печорина произнести слова: «Да и какое дело до радостей и бедствий человеческих…» и т.д. - и с каким чувством он их произносит?
Что вы видите в ответе Онегина Татьяне - исповедь или проповедь?
Слайд 28
Приёмы работы над образом героя эпического произведения
Сопоставление персонажа
с другим действующим лицом в аналогичной ситуации
Как относятся к
переменам в своем положении после пожара бабушка и дедушка Алеши? («Детство»).
Чем отличается поведение у костра Кости, Илюши и Павлуши? («Бежин луг»).
Слайд 29
Приёмы работы над образом героя эпического произведения
Проблемные задания
обобщающего характера, ориентирующие ученика на поисковый характер деятельности.
Выберите
в «Княжне Мери» и «Тамани» ряд высказываний Печорина о той роли, какую он играл в жизни встретившихся ему людей. С каким чувством произносит он эти слова? Чем он объясняет сам, как объясняете вы, почему герой никому не принес счастья?
Слайд 30
Приёмы работы над образом героя эпического произведения
Выявление приемов
создания образа-персонажа:
характеристика героя через его действия и поступки (в
системе сюжета);
портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);
прямая авторская характеристика;
Слайд 31
Приёмы работы над образом героя эпического произведения
психологический анализ
- подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего
мира персонажа;
характеристика героя другими действующими лицами;
художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы).
Слайд 32
Приёмы работы над образом героя эпического произведения
Система образов-персонажей
Отдельные
образы могут быть объединены в группы (группировка образов) -
их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.