Слайд 2
В 1878 г. русский писатель И.C.Тургенев
написал стихотворение в прозе:
«Когда меня не
будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, - не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего».
Это произведение посвящено Полине
Виардо, женщине, романтическую любовь к
которой Тургенев пронес через многие годы
своей жизни, до самого последнего вздоха.
Слайд 3
Мишель Фердинанда
Полина Гарсиа.
Родилась в Париже в
знаменитой испанской
артистической семье
Гарсиа. Ее мать, Хоакина
Сичес,
одно время
блистала на сценах
Мадрида. Отец - Мануэль
Гарсиа – тенор парижского
итальянского театра, как
композитор сочинял оперы.
Старшая сестра Полины –
Мария Фелисита Милибран
успешно выступала в
оперных партиях на сценах
Европы и Америки.
Слайд 4
Полина росла музыкально одаренным
ребенком. Обладая необыкновенным лингвистическими способностями, она в 4 года
свободно говорила на четырех языках: французском, испанском, итальянском и английском. Позднее выучила русский и немецкий языки, занималась греческим и латынью. У нее был прекрасный голос – меццо-сопрано.
В восемь лет Полина стала изучать гармонию и теорию композиции под руководством А. Рейхи. Затем начала брать уроки игры на фортепиано у Мейзенберг, а затем у Ференца Листа. До 15 лет Полина готовилась стать пианисткой и даже дала собственные вечера в брюссельском «Артистическом кружке».
Слайд 5
А муж сестры Марии, Шарль
Берио, помог молодой певице преодолеть самые трудные первые шаги
на артистическом пути. Имя Берио открывало перед ней двери концертных залов. С Берио она и впервые публично выступила с сольными номерами — в зале брюссельской ратуши.
Слайд 6
Первое публичное выступление Полины
состоялось в театре «Ренессанс» в Париже в 1836 году.
Она исполняла арии из опер и музыкальные пьесы. Публика встретила ее тепло. Затем последовали гастроли в Лондоне. Ее талант получает признание. Известный писатель и критик Т. Готье пишет похвальную рецензию. Композитор
Г. Берлиоз восхищается ее вокальным мастерством. Начинаются концертные поездки по Германии, Италии. В 1840 году Полина знакомится с известной французской писательницей Жордж Санд.
Слайд 7
По совету Ж. Санд Полина
принимает предложение Луи Виардо, литератора и журналиста, человека старше
ее на 20 лет. В начале брачного союза Полина была сильно увлечена мужем, но по прошествии некоторого времени, призналась Ж. Санд, что ее сердце устало от изъявлений любви мужа. Человек весьма достойный во всех отношениях, Луи был полной противоположностью талантливой и темпераментной Полине.
Слайд 8
Настоящее признание своего таланта Виардо
получила в Петербурге, куда она прибыла в 1843 году.
До ее появления в Петербурге в России о ней почти ничего не было известно. Дебют Виардо в опере «Севильский цирюльник» имел обещанный успех. На одном из представлений оперы певицу впервые увидел и услышал молодой поэт И.С. Тургенев, служивший в должности коллежского асессора в Министерстве иностранных дел.
Слайд 9
Русский поэт Н. Плещеев написал в 1846 году
стихотворение «Певице»,
посвященное Виардо Гарсии. Вот его фрагмент:
Она являлась мне… и пела гимн священный, —
А взор ее горел божественным огнем…
То бледный образ в ней я видел Дездемоны,
Когда она, склонясь над арфой золотой,
Об иве пела песнь и прерывали стоны
Унылый перелив старинной песни той.
Как глубоко она постигла, изучила
Того, кто знал людей и тайны их сердец;
И если бы восстал великий из могилы,
Он на чело ее надел бы свой венец.
Порой являлась мне Розина молодая
И страстная, как ночь страны ее родной…
И, голосу ее волшебному внимая,
В тот благодатный край стремился я душой,
Где все чарует слух, все восхищает взоры,
Где вечной синевой блистает неба свод,
Где свищут соловьи на ветвях сикоморы,
И кипариса тень дрожит на глади вод!
Слайд 10
Авдотья Панаева,
русская писательница,
современница Тургенева,
вспоминала:
«Такого влюблённого, как
Тургенев, я думаю, трудно
было
найти другого. Он
громогласно всюду и всех
оповещал о своей любви к
Виардо, а в кружке своих
приятелей ни о чём другом
не говорил, как о Виардо, с
которой он познакомился».
Слайд 11
1 ноября 1843 года стал незабываемым днём для
Ивана Сергеевича, его представили знаменитой певице, рекомендовав как «великорусского
помещика, хорошего стрелка, приятного собеседника и…плохого стихотворца». Теперь после спектаклей Тургенева стали допускать в уборную певицы, где тот забавлял её всякими историями, а рассказчик он был отменный. Тогда же, на охоте, Тургенев знакомится с мужем Полины – известным критиком и искусствоведом, директором парижской Итальянской оперы Луи Виардо.
Слайд 12
Имение П.Виардо в Буживале.
В семье Виардо
Тургенев обрел домашний
очаг:
«Здесь во мне видят не
писателя, а человека.
Тут я живу покойно и
уютно».
Даже язвительный
Салтыков-Щедрин
писал:
«Я был у него в Буживале -
живет, как принц крови.
Впрочем, отчего же не
жить хорошо, коли
средства есть».
Слайд 13
Художник И.Репин вспоминает: «Однажды утром
Иван Сергеевич особенно восторженно объявил мне, чтобы я приготовился:
сегодня нас посетит мадам Виардо: Звонок!.. И я не узнал Ивана Сергеевича — он уже был озарен розовым восторгом! Как он помолодел!.. Он бросился к дверям, приветствовал, суетился — куда посадить мадам Виардо! Мадам Виардо, действительно, очаровательная женщина, с нею интересно и весело. На нее не надо было глядеть анфас — лицо было неправильно, но глаза, голос, грация движений!.. Да, это фея была уже высшей породы. Как есть: это уже высшая порода!..»
Слайд 14
Восторженные отзывы о Полине Виардо
оставили многие ее
современники,
среди них основатель Русского
музыкального общества и первой
консерватории в России А.Г.
Рубинштейн:
«Никогда, ни прежде, ни после не слыхал я ничего подобного! Она неподражаемо говорила, и каждое слово сохраняло, помимо музыки, значение и силу».
Слайд 15
И.С.Тургенев – Полине Виардо:
«Ах,
мои чувства к вам слишком велики и могучи. Я
не могу жить вдали от вас, – я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею, – день, когда мне не светили ваши глаза, – день потерянный».
«Уверяю Вас, что чувства, которые я к Вам испытываю, нечто совершенно небывалое, нечто такое, чего мир не знал, что никогда не существовало и что вовеки не повторится!».
Или:
«О мой горячо любимый друг, я постоянно, день и ночь, думаю о Вас, и с такой бесконечной любовью! Каждый раз, когда Вы обо мне думаете, Вы спокойно можете сказать: «Мой образ стоит теперь перед его глазами, и он поклоняется мне». Это буквально так».
А вот ещё:
«Господи! Как я был счастлив, когда читал Вам отрывки из своего романа (« Дым» – А. П.). Я буду теперь много писать, исключительно для того, чтобы доставить себе это счастие. Впечатление, производимое на Вас моим чтением, находило в моей душе стократный отклик, подобный горному эхо и это была не исключительно авторская радость».
Слайд 16
Суббота, 28 октября.
«В будущий вторник исполняется 7
лет с тех
пор, как я первый раз был
у Вас. И вот мы
остались друзьями, мне кажется, хорошими
друзьями. И мне радостно сказать Вам по
истечении 7 лет, что я ничего не видел на свете
лучше Вас, что встретить Вас на своем пути – было
величайшим счастьем моей жизни, что моя
преданность и благодарность не имеет границ и
умрет только со мной».
Прочитайте такие произведения И.С.Тургенева, как
«Дворянское гнездо», «Накануне», «Ася», «Первая
любовь», «Вешние воды», и вы увидите, как
поэтически рисует писатель чувство любви,
приносящее человеку и радость, и горе, но всегда
делающее его лучше, чище. Когда он писал эти
произведения, перед глазами была его Полина.
подумать тогда, что этот русский, ставший вскоре признанным писателем,
одним из популярнейших не только в России, но и в Европе, сохранит до конца дней горячую привязанность к замужней женщине, последует за ней за границу, где, в конце концов, проведёт большую часть своей жизни и лишь наездами будет бывать у себя на родине. Это знакомство продлится всю жизнь, превратившись в одну из величайших историй любви в мире...
Слайд 18
А по поводу «дикого характера
Полины
Виардо и обид», нанесенных Тургеневу, о
которых говорили
другие, художник
А.П.Боголюбов имел свое суждение: все
это было для Ивана Сергеевича
«ничтожным перед теми высокими
достоинствами, которые приковали его к
дивной женщине — безобразной
красавице. А деньги, дачи, дома,
имущество, оставленное им, — все это
вздор, все это бледно перед сорокалетним
чувством привязанности и хоть единым
мигом наслаждения ума и сердца, который
ему дала мадам Виардо».
Слайд 19
Полина Виардо стала
воплощением женской красоты
и
певческого мастерства, она была
музой для Тургенева. Их
любовь
длилась 40 лет при их жизни.
Благодаря этой любви Европа
узнала такие имена, как
Даргомыжский, Алябьев,
Чайковский, родился новый жанр –
комическая опера (нынешняя
оперетта). Полиной Виардо были
написаны романсы на стихи
Пушкина, Фета, Тургенева, Тютчева.
Виардо простилась с оперной
сценой в 1863 году, но ее
концертные выступления
завершились в 1882-м, где огромное
место в репертуаре певицы
занимали романсы русских
композиторов.