Слайд 2
Учебная тема:
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя.
Повесть «Портрет».
Учебный
предмет:
Литература
Участники:
Ученики 8 «В» класса
Учитель:
Лихова Е. С.
Слайд 3
Дидактические цели проекта.
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, критического мышления, навыков работы в команде;
Приобретение навыков самостоятельной
работы с большими объёмами информации.
Слайд 4
Методические цели
Познакомиться с «Петербургскими повестями» Н. В. Гоголя.
Развить
умение аналитического подхода к художественному тексту.
Выяснить, каким должен быть
истинный художник – по Гоголю.
Развивать навыки размышления по прочтении художественного произведения.
Слайд 5
Творческие задания
Что заставило Гоголя пересмотреть свое отношение к
повести «Портрет» и переделать ее? (Буклет);
Образ Петербурга в повести.
Тема города в творчестве
А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. (Страницы презентации);
Сюжетный план и композиция 1 части повести.
(Страницы презентации);
Сюжетный план и композиция 2 части повести.
(Страницы презентации);
Что связывает повести Пушкина «Пиковая дама» и Гоголя «Портрет»?
В чем несходство отношения Пушкина и Гоголя к человеку?
(Страницы презентации);
Живопись и иконопись в повести. (Публикация).
Слайд 6
Этапы и сроки проведения проекта
Слайд 7
Этапы и сроки проведения проекта
Слайд 8
Результаты представления исследователей
Презентация
Буклет
Публикация
Слайд 9
Результаты исследовательской работы учащихся
1 группа
работала над темой
«Что заставило Гоголя пересмотреть своё отношение к повести «Портрет»
и переделать её?» (буклет)
и сделала вывод:
Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живет в Риме, окруженный великими произведениями искусства разных времен и современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали пенсию для совершенствования своего искусства в Италии. В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины и цвет, озаряющий их и природу. Критика В.Г.Белинского и неустанная работа А.Иванова побудили Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее. К 1841 году эта работа Гоголем была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчеркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических, необъяснимых появлений портрета и заказчиков. Прояснился слог повести, были развернуты реалистические характеристики второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам-заказчиц.
Слайд 10
Н. В. Гоголь лишь продолжатель традиций
А. С.
Пушкина.
Есть целый цикл повестей, где сам ГОРОД провоцирует
людей на поступки и проступки – «Петербургские повести».
2 группа
работала над темой
«Тема Петербурга в повести. Тема города в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя» (презентация)
Слайд 11
Тема
«маленького человека»
«Петербургские повести»
Конфликт
личность с обществом,
усугубляющийся внутренней дисгармонией
героев
«Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель»
7 лет
1842 год
В основе сюжетов –
необыкновенная история, случившаяся с главным героем
В нём нет места «маленькому человеку»
страшный фантасмагорический город
(фантасмагория – причудливое, бредовое видение);
воплощение сил зла;
в нём всё лживо, сводит с ума
место действия,
центральный герой
Петербург
Слайд 12
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы
державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный
сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Пушкинский Петербург
Петра
Великого»
отождествление Петербурга с
властью, государством
бесчеловечность «кумира» и созданного им города
одиночество человека в Петербурге
город сводит героя с ума
понимание величия реформ Петра I
«победа человеческой воли над сопротивлением стихии
грандиозность и красота
города
противопоставление Москве
«город пышный»
«город бедный»
Противоречивое единство
Слайд 14
Противоречивое единство
Гоголь
«Петербург и Москва»
«Петербургские повести»
продолжение пушкинской традиции
антитеза Москва
– Петербург
(«В Москве все невесты – в Петербурге
все женихи»)
мотивы социальных контрастов и сумасшествия
почти отсутствует описание города как пейзажа
повышается интерес к обитателям Петербурга
идея разобщённости людей в Петербурге
Слайд 15
3 группа
работала над темой
«Сюжетный план
и композиция 1 и 2 частей повести. Сравнение.»
Повесть имеет
двухчастную структуру, что исключительно важно для понимания произведения.
Составив сюжетный план и композицию 1 и 2 частей повести, проследили путь героев «от таланта к гибели», «через испытания к расцвету».
Что заставляет героев пройти этот путь?
Портрет! Он несёт в себе зло.
Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том,
что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы.
Слайд 16
«Портрет»
1834 год
взгляд на суть
и задачи искусства
хронологическая,
прямая композиция
«рамочное
повествование»
1 часть
2 часть
Законченные новеллы
.самостоятельный сюжет
.особая система персонажей
объединены
общей
темой творчества
единым композиционным центром – портретом ростовщика
(олицетворением разрушительных сил, действующих на мир)
Слайд 17
Падение
Чарткова
Становление
Художника
через страдание,
самоотречение
и покаяние
Антитеза
«Зеркальность»,
уподобление
Растрата своего таланта
(«…у тебя
есть талант;
грешно будет,
если ты его погубишь…»)
НО И
Движение
от нищеты
к богатству,
к популярности
Отказ от благополучия,
жизнь в нищете
1. Оба находятся в какой-то момент под воздействием таинственного
ростовщика, чьи деньги отравляют их души;
2. Жизненный путь завершается одинаковым стремлением к
уничтожению живописных шедевров
Создание великого
произведения искусства
великая сила искусства
и страшное
преступление художника
Слайд 18
4 группа
работала над темой
«Что связывает повесть А.
С. Пушкина «Пиковая дама» и повесть Н. В. Гоголя
«Портрет»?»
Пушкин в видении Германа показывает, как таинственно в душе героя проступает совесть, перебиваемая желанием выигрыша. Но человек может противостоять злу, он хозяин себя. Гоголь пишет сцену, открывающую читателю, как художником овладевает зло, и человек не может бороться с ним.
Слайд 19
5 группа
работала над темой
«Живопись и иконопись в
повести»
Художник, судьба которого прослежена во второй части, по высоте
духа и манере работать похож на Александра Иванова, с которым Гоголь так тесно сошелся в Риме и который рисовал картину «Явление Христа народу», надеясь на пробуждение добра при свете подлинной истины. Беспрестанно рисуя Гоголя, Иванов делал его то одним, то другим, то третьим персонажем картины, но в конце концов определил ему место в фигуре ближайшего к Христу. Однако местоположение не определяет духовной высоты фигуры. Напротив, явление подлинного добра превращает «ближайшего» в тень, которая смущенно укрыта в плащ с капюшоном. Таков был приговор, вынесенный Александром Ивановым Гоголю.
Все картины, упомянутые в повести, оказались реальными: великое полотно, изменившее судьбу Чарткова, - «Явление Христа народу» Иванова, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова; икона, созданная художником Б.- икона «Рождества Христова».
Слайд 20
Итоговое задание для всех учащихся
Подведение итогов урока
Что же
вещное, а что вечное?
Вещное – зло.
Вечное – добро.
Сочинение “Добро
и зло в повести Н. В. Гоголя “Портрет”.
“…Соседство первой и второй частей в “Портрете” Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. И так будет всегда. Ведь портрет исчезает. Зло гуляет по свету, находя новые жертвы…
Зачем это автору? Мне кажется, что автор ещё раз призывает художника к осторожности, внимательности, ответственности, призывает, прежде всего хранить чистоту сердца, “бодрствовать” душой.”
Слайд 21
Иванов А. А.
Явление Христа народу
(Явление Мессии) 1837-1857
Слайд 22
Брюллов К. П.
Последний день Помпеи
1830-1833
Слайд 24
Результаты диагностики
(развитие общеучебных умений и навыков)
- самостоятельность
- организационные умения
- информационные умения
- коммуникативные умения