Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Цветовая символика в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» удивительно цветной. Если проследить по тексту, различные цвета и их оттенки встречаются очень часто, а некоторые из них повторяются постоянно. В романе такого писателя-психолога, как Достоевский, это не случайно.
Цветовая символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» удивительно цветной. Если проследить по Многими критиками отмечалось преимущество жёлтого цвета на протяжении всего романа: Одним из самых повторяющихся является и красный цвет. В романе он имеет В романе есть оттенки красного, “скрывающиеся” в именах героев. Например, В романе встречается ещё и зелёный цвет. В этом Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом, густая “Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая У Свидригайлова тоже голубые глаза, но, по словам автора, “смотрели Остальные цвета в тексте тоже не случайны. Например, чёрный Контрастный чёрному белый цвет – символ чистоты, невинности, но Достоевский удивительно метко пользовался возможностями цвета как символа. Например, в
Слайды презентации

Слайд 2 Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» удивительно

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» удивительно цветной. Если проследить

цветной. Если проследить по тексту, различные цвета и их

оттенки встречаются очень часто, а некоторые из них повторяются постоянно. В романе такого писателя-психолога, как Достоевский, это не случайно. Давно известно, что цвета окружающего мира по-разному действуют на людей. Обилие всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие романа.

Слайд 3 Многими критиками отмечалось преимущество жёлтого цвета

Многими критиками отмечалось преимущество жёлтого цвета на протяжении всего романа:

на протяжении всего романа: мебель “из жёлтого дерева”, “жёлтые

рамки”, “пожелтелая кацавейка”, “жёлтый диван”, “жёлтое лицо”, “жёлтый билет”, “жёлтенькие обои”, “тёмно-жёлтое” лицо Порфирия Петровича, “два жёлтых кусочка сахару”.
В романе в основном грязно-жёлтые тона, что означает цвет душевного расстройства, болезни.

Слайд 4 Одним из самых повторяющихся является и красный цвет.

Одним из самых повторяющихся является и красный цвет. В романе он

В романе он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться

может по-разному. Самым ярким примером является сцена убийства Раскольниковым старухи процентщицы. Кажется, что этот эпизод окрашен в кровавый цвет: “кровь хлынула, как из опрокинутого стакана”, “целая лужа крови”, “красный сафьян”, “красный гарнитур”. Красный цвет означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание). В том, что силы пришли к Раскольникову только после первого удара топором по голове Алёны Ивановны, чувствуется какая-то животная жажда крови. Не случайно и то, что парни из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, были пьяные и тоже красные.
Ярко-красным был закат, когда герой отказался от своего “наваждения”. Сама природа как будто поддерживала его в тот момент.


Слайд 5 В романе есть оттенки красного, “скрывающиеся”

В романе есть оттенки красного, “скрывающиеся” в именах героев. Например,

в именах героев. Например, Порфирий по-гречески – багряный, пурпурный.

Порфира – багряница.
Цветовым является и имя Раскольникова. По-гречески Родион – розовый.
Довольно странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, порой желание уйти от действительности. И на самом деле, искренние, добрые поступки героя убеждают нас в чуткости и ранимости его богатой души, несмотря на совершённое им двойное убийство.


Слайд 6 В романе встречается ещё и

В романе встречается ещё и зелёный цвет. В этом

зелёный цвет. В этом произведении он всегда является резким

контрастом по отношению к окружающей обстановке. Например, в своём первом сне Раскольников видел “серенькое время”, “удушливый день”, чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, пьяные и страшные рожи, а затем – яркое цветовое пятно – зелёный купол каменной церкви. Это сопоставление не случайно. Далее мы увидим, что зелёный – цвет защиты, покрова. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: “Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам”.


Слайд 7 Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников

Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом, густая

садится под деревом, густая зелёная крона которого тоже своеобразный

купол церкви, как будто перенесённой в реальность. Именно здесь герой вспоминает Бога: “Слава Богу, это только сон!” Именно здесь происходит осмысление Раскольниковым всей “безобразности” его мечты. Дерево – это храм, в котором происходит очищение души героя.


Слайд 8 “Соня была малого роста, лет восемнадцати,

“Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая

худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”.

Софья – значит мудрая, а синий и голубой – цвета спокойного, чистого неба – подчёркивают эту особенность Сонечки Мармеладовой, истинную глубину и необъяснимость её души. Перед убийством старухи Раскольникову казалось, что он находится в пустыне и с жадностью пьёт воду из журчащего ручья. Вода в Африке – спасение. Сонечка с её бездонными голубыми глазами – спасение для Раскольникова. Она так же необходима герою, как и чистая ключевая вода из грёз.

Слайд 9 У Свидригайлова тоже голубые глаза, но,

У Свидригайлова тоже голубые глаза, но, по словам автора, “смотрели

по словам автора, “смотрели они холодно, пристально и вдумчиво”.

Значит, Достоевский по-разному использовал всевозможные нюансы одного и того же цвета.


Слайд 10 Остальные цвета в тексте тоже

Остальные цвета в тексте тоже не случайны. Например, чёрный

не случайны. Например, чёрный цвет – загадка, неизвестность. Когда

Раскольников поднимался по “чёрной” лестнице, “тёмной и узкой”, в тёмную квартиру Алёны Ивановны, он ещё не знал, решится ли в действительности на убийство. Когда герой приходит сюда во второй раз, “два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты”. Входя в эту страшную комнату, герой как будто шагнул с порога своего дома в тёмную, беспросветную ночь, когда совсем ничего не видно, в ночь, которая обрекает его на гибель. Интересно, что у самого Раскольникова были “прекрасные тёмные глаза”.

Слайд 11 Контрастный чёрному белый цвет –

Контрастный чёрному белый цвет – символ чистоты, невинности, но

символ чистоты, невинности, но в то же время скорби

и печали. У кроткой Сонечки были белокурые волосы. Но у Свидригайлова волосы точно такие же, “чуть-чуть разве с проседью”. Здесь мы опять сталкиваемся с тем, что для Достоевского один и тот же цвет может означать и святость, и лишь оболочку, за которой скрывается грешная натура.

  • Имя файла: tsvetovaya-simvolika-v-romane-fmdostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.pptx
  • Количество просмотров: 127
  • Количество скачиваний: 0