Слайд 3
«КРАТКОСТЬ – СЕСТРА ТАЛАНТА»
«ОРИГИНАЛЬНОСТЬ АВТОРА СИДИТ НЕ ТОЛЬКО
В СТИЛЕ, НО И В СПОСОБЕ МЫШЛЕНИЯ, В УБЕЖДЕНИЯХ
И ПРОЧ.»
А.П.ЧЕХОВ.
Слайд 4
Цель
Углубить понятие о сатире, повторить способы создания комического
в ранних рассказах А.П.Чехова, проанализировать сюжетно – композиционные особенности
рассказа «Хамелеон».
Слайд 5
ЗАДАЧИ
УЧИТЬ ВИДЕТЬ КРАСОТУ, МЕТКОСТЬ ЧЕХОВСКОГО СЛОВА, ВИДЕТЬ ГЛАВНОЕ;
ОБРАТИТЬ
ВНИМАНИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ СМЕШНОГО В РАССКАЗЕ «ХАМЕЛЕОН»;
РАЗВИВАТЬ
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Слайд 6
Проблема:
Определить, как соотнесены юмор и сатира в рассказе
«Хамелеон» А.П.Чехова.
Слайд 7
Псевдоним:(от греческого pseudos – ложь, вымысел) вымышленное имя,
под которым автор публикует свои произведения.
Слайд 8
Псевдонимы А.П.Чехова:
Антоша Чехонте (варианты: Антоша, Антоша Ч., Чехонте,
Ан., А.Ч., А.Чехонте), Прозаический поэт, Рувер, Грач, Ц, полковник,
Кочкарев, Лаэрт, Улисс.
Юмористические подписи и псевдонимы:
Врач без пациентов, Гайка №6, Аркадий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Человек без селезенки, (Ч.Б.С.), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Крик, Даглас.
Слайд 9
Юмор
Сатира
Гротеск
Гипербола
Ремарка
Смех добрый, веселый.
Смех злой, гневный, зовет к протесту.
Фантастическое
преувеличение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни
человека.
Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Пояснение автора к тексту пьесы.
Слайд 10
Выяснение особенностей композиции рассказа.
Особенность сатирического рассказа: действие уже
произошло. В центре внимания невыясненное положение Хрюкина, но обнаружение
хозяина собаки. От результатов этого поиска будет зависеть участь пострадавшего.Перед нами психологическая сатирическая зарисовка нравов обывателей городка.
Слайд 11
Экспозиция рассказа.(завязка, начало)
Несколькими штрихами дана зарисовка «сонной площади»городка
– динамическая экспозиция напоминает драматургическую ремарку. Завязка рассказа представлена
в звуковом виде – криком Хрюкина. На этом застывает развитие действия.
Слайд 12
Кульминация
Развязка
Кульминация как таковая, по сути, отсутствует. От появления
Очумелова и до его ухода «со сцены» развитие событий
подобно бесконечной синусоиде (периодическая кривая волнистой формы).
Отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остается до конца не проясненной, а участники событий уже разошлись…
Слайд 13
Комическая ситуация
Она возникает из повторений одной и той
же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные
роли, противоположные по своей сути, являясь участникам сценки то заступником Хрюкина, то защитником генеральской собаки.
Слайд 14
Финальный аккорд
В чеховских рассказах важен финальный аккорд, который
позволяет иначе взглянуть на происходящее. Возможно предположить, что Чехов
смеется над Очумеловым. Но это до конца не прояснит авторскую позицию. Объектом чеховской иронии становится и сам Хрюкин, и толпа, смеющаяся над ним.
Слайд 15
Выводы
Для Чехова характерна экономичная манера письма. Его
рассказы лаконичны. Одна из особенностей чеховского сатирического рассказа -
то, что он напоминает драматическую сценку – миниатюру. Экспозиция подобна драматургической ремарке, действие как таковое отсутствует . Своеобразие композиции рассказа «Хамелеон» заключается в том, что писателя практически не интересует событийное развитие сюжета ( событие произошло до начала повествования), кульминация тоже отсутствует , а развязка вынесена за рамки повествования («открытый финал»). В чеховском сатирическом рассказе парадоксально сочетается комическое и драматическое , грустное и смешное.