Слайд 3
Одино́чество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное
с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или
со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.
Одино́чество представляет собой деструктивную форму самовосприятия. Одинокий человек чувствует себя заброшенным, забытым и ненужным.
Слайд 4
Русское языковое сознание охарактеризовано тяготением к соборности, к
слиянию с другими людьми, что подтверждается большим количеством пословиц,
положительно оценивающих жизнь человека «на миру», где и смерть красна. Поиск уединения, душевная тоска – причуда: «С причуд и голову разломило».
С другой стороны, сращенное «один-одинешенек» заряжено эмоционально на сострадание к одинокому человеку.
Слайд 5 Собо́рность — понятие, введённое (применительно к русской деревенской
общине) русским философом А. С. Хомяковым (1804—1860), развитое в
XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа соборности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Во многих случаях эти нормы безоговорочно осуждают крайний индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что быть счастливым в одиночестве невозможно.
Слайд 6
Истоки и развитие «одиночества» в лирике Лермонтова:
Детские годы
поэта. Годы пансиона. Стихотворение «Ангел» («Он душу младую в объятиях
нес Для мира печали и слез;»)
2. Характеристика лир.героя в раннем творчестве поэта. (Я холоден и горд; и даже злым Толпе кажуся; но ужель она Проникнуть в сердце мне должна? Зачем ей знать что в нем заключено? Огонь иль сумрак там – ей все равно… ( «1831-го июня 11 дня»)) 3. Лермонтов на Кавказе. («Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.» Мцыри)
Слайд 7
Истоки и развитие «одиночества» в лирике Лермонтова:
4. Поэтическая
Голгофа - «Выхожу один я на дорогу», стихотворение, подводящее
итог творчеству поэта.
Стремление лирического «я» выйти из окружающей его реальности достигает своего предела. Здесь он не среди «бездушной толпы» или «чуждых снегов»; окружающая среда не враждебна, а благожелательна к нему. И все равно: «Я б хотел забыться и заснуть!». Но не от шумного праздника хочется «забыться», а от всей своей жизни с её прошлым ( «и не жаль мне прошлого ничуть») и будущим ( «уж не жду от жизни ничего я») и от всего мироздания с «землей» и «небесами». Впервые в лермонтовской лирике в целом мире не находится уголка, куда могла бы забывшись, перенестись душа.