Слайд 2
Валерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873), Москва
— 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик,
драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.
Слайд 3
Биография и творческий
путь
Детство
Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина.
Дед Валерия Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859 году он выкупился на волю и переехал из Костромы в Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом доме поэт родился и жил до 1910 года.
Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848—1907), сочувствовал идеям революционеров-народников; он публиковал стихотворения в журналах.
Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов
Слайд 6
Образование
Он учился в
двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год в
частной классической гимназии Ф. И. Креймана, в 1890—1893 годах — в гимназии Л. И. Поливанова; последний — великолепный педагог — оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой. Окончив московскую гимназию Л. И. Поливанова, Брюсов в 1893-99 учился на историко-филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем — на историческом (окончил с дипломом 1 степени).
Слайд 7
Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-х
Уже в 13
лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые
ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов — Бодлера, Верлена, Малларме. В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал три сборника «Русские символисты».
Слайд 9
В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет
Московского университета. Основной круг его интересов в студенческие годы
— история, философия, литература, искусство, языки. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов —
«Chefs d’oeuvre»(«Шедевры»).
В следующем сборнике — «Me eum esse»
(«Это я», 1897). В юношеские годы Брюсов уже разрабатывал теорию символизма. Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе.
«Tertia Vigilia»
В 1900 году
в «Скорпионе» был издан сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), открывший новый — «урбанистический» этап творчества Брюсова. Сборник посвящён К. Д. Бальмонту.
«Urbi et Orbi»
Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения нашли отражение в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), вышедшем в 1903 году.
Слайд 12
Темы и настроения в творчестве этого периода
Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов сменились у
Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира. Своего пика эти настроения достигли во время Первой Русской революции; они ярко выражены в брюсовской драме «Земля»; затем — в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905); в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики». Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899; «В игорном доме», 1905; «В публичном доме», 1905, и мн. др.).
Слайд 14
«Stephanos»
Следующим сборником Брюсова стал «Stephanos» («Венок»),
написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года
(вышел в декабре 1905)
Лидер символизма
Он пользовался большим авторитетом, как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи. Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, в частности — был его директором (с 1908 года). Сотрудничал в журнале «Новый путь» (в 1903 году стал секретарём редакции).
Слайд 15
1910-е годы
Журнал
«Весы» прекращает выходить в 1909. С начала 1910-х годов
он уделяет значительное внимание прозе, критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике. В 1913 году поэт переживает личную трагедию, вызванную мучительным для обоих романом с молодой поэтессой Надеждой Львовой и её самоубийством. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». ». Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов. сборники конца 1900-х годов — «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909) — оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos».
Слайд 17
Брюсов и революция
В 1917 году поэт
выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного Временным правительством.
После
Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, , работал в различных советских учреждениях.
С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати.
С 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом.
с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов.
В 1919 году - членом РКП(б).
в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт.
Являлся членом Моссовета. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии.
1923 получил грамоту от Советского правительства за многочисленные заслуги.
Слайд 18
Позднее творчество
После революции Брюсов продолжал и
активную творческую деятельность. В 1920-е годы он радикально обновляет
свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы.
9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких (вероятно, приблизило смерть и давнее пристрастие Брюсова к наркотикам — сперва к морфию, а затем, после революции, и к героину) . Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище
Слайд 19
Основные черты творчества Брюсова
Слайд 20
В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству,
то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря
на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества.
Стихосложение Брюсова
Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты…», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха. В 1920-е годы Брюсов преподавал стихосложение в разных институтах
жанрах
проза
переводы
критика
литературоведение
известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы» и — в
особенности — «Огненный ангел».
Новеллы Брюсова, описывающие современную жизнь, значительно слабее романов.
Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши»
Брюсов писал и фантастические произведения — это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—1905).
Слайд 24
Переводы
Он открыл
русскому читателю творчество известного бельгийского поэта-урбаниста Эмиля Верхарна, был
первым переводчиком стихотворений Поля Верлена. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Виктора Гюго и т.д. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. В 1910-х Брюсов был увлечён поэзией Армении, перевёл множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней», за что был удостоен в 1923 году звания народного поэта Армении, его имя носит Ереванский лингвистический университет. Брюсов был теоретиком перевода.
Слайд 25
Критика и литературоведение
Как литературный критик Валерий
Брюсов начал выступать ещё в 1893 году.
Наиболее полным сборником критических статей Брюсова являются «Далёкие и близкие».
Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известны его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина.
Брюсов изучал творчество Николая Гоголя, Баратынского, Фёдора Тютчева, Алексея Толстого.
Слайд 26
Брюсов-журналист
Журналистская деятельность началась в
«Русском архиве».
С 1900 по 1903 г. – секретарь редакции
журнала.
Публиковался в «Ежемесячных сочинениях» И. И. Ясинского (1900—1902).
1904 – 1909 Брюсов – основное действующее лицо журнала «Весы». Он стал основным автором и редактором этого журнала.
Брюсов руководил книгоиздательством «Скорпион».
П. Б. Струве пригласил поэта в редакцию московского журнала Русская мысль в 1910 г.
В 1915 году Максим Горький приглашает сотрудничать Брюсова в журнал «Летопись».
Слайд 27
Журнал «Русский архив»
Журнал «Весы»
Слайд 28
Брюсов-редактор
Брюсов занимался редакторской
деятельностью — под его контролем производилось издание собрания сочинений
Каролины Павловой, нескольких изданий пушкинских произведений. Он приступил к редактированию полного собрания сочинений Пушкина.
Слайд 29
Брюсов и филателия
Почтовая марка СССР
из серии «Писатели нашей Родины», посвящённая В. Я. Брюсову,
1963, 4 копейки.
В. Я. Брюсов коллекционировал почтовые марки, специализируясь на марках колоний европейских государств.
Он был членом Всероссийского общества филателистов и почётным членом редколлегии журнала «Советский филателист».