Слайд 2
Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха,
Пастернак начал писать ещё зимой 1917-1918 годов и не
расставался с этим замыслом несколько десятилетий.
Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, т.к. в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней.
Слайд 3
Однако роман был напечатан в 1957 году в
Италии, затем переведён на многие язык мира, а в
1958 году автору была присуждена Нобелевская премия в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».
Слайд 4
На родине же Пастернака начали активно травить: исключили
из членов Союза писателей, организовали в газетах, журналах, на
радио целый поток оскорблений и обвинений, заставили отказаться от Нобелевской премии, настойчиво раздавались требования покинуть родную землю.
«Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её», - решительно заявлял Пастернак.
Слайд 5
Нобелевская премия.
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди,
воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне на волю хода
нет.
Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1959 г.
Слайд 6
Вся эта история подкосила писателя.
30 мая 1960
года Пастернака не стало. «Доктор Живаго» был опубликован на
родине только в 1988 году, через 33 года после написания.
Почему же роман «Доктор Живаго» вызвал такую реакцию властей ?
Слайд 7
Внешне повествование вполне традиционно: рассказывается о судьбе человека
в эпоху революции. Но события романа даны через восприятие
главного героя, это субъективное восприятие и составляет сюжет. Роман не вписывался в схемы социалистического реализма, предполагающего «активную жизненную позицию».
Судьба человека , по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения.
Слайд 8
Как исторические события преломляются в восприятии Юрия Живаго?
Первоначально
герой с восторгом принимает октябрьские события 1917 года. Юрий
Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе: «Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живём в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!». Вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения человека, обещанного первым революционными действиями, новая власть поставила человека в жесткие рамки, навязывая при этом собственное понимание свободы и счастья. Но насильно сделать людей счастливым нельзя, единого рецепта не существует.
Слайд 9
Что происходит с Живаго в годы Гражданской войны
?
В Гражданскую войну Живаго попадает в партизанский отряд. Трагизм
Пастернаком передается не через описание жестоких сражений, а через восприятие событий главным героем. Человеческая бойня нелепа. Единственное сражение, в котором принимает участие пленённый партизанами доктор, - доказательство этой нелепости. Ему приходится убивать тех, кого он считал своими. После войны Живаго возвращается в Москву и оказывается не ко двору новой власти. Он не способен приспосабливаться, изменять самому себе. Пастернак видит высшую ценность в человеке, его личности, его частной жизни. Единственно важная «соль земли» - бессмертная душа человека.
Слайд 10
Чем привлекает герой романа Юрий Живаго?
Герой Пастернака, Юрий
Живаго , привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь,
незащищенностью, которая является признаком не безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой – выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, он сохраняет свободу духа, он видит мир по-своему и не подстраивается ни под кого, он личность.
Слайд 11
Роман «Доктор Живаго» состоит из 2-х частей: прозаической
и поэтической. 16 частей романа повествуют о людях, событиях,
большой истории, трагических судьбах Живаго, Тони, Лары и других героев. Здесь же показан многоплановый образ России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней , 17-ой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии.
Поэзия и проза в романе Б.Пастернака образуют единство, являются, по сути дела, новой жанровой формой.
Слайд 12
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному
косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём
веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронести.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
1946 г.
Слайд 13
С героем трагедии Шекспира лирического героя одноименного стихотворения
Б.Пастернака сближает одно и то же стремление сделать свой
жизненный выбор «в смертельной схватке с целым миром бед». Он, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение.
Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.