Слайд 2
Чудотворны бывают в истории мгновения, когда гений отдельного
человека вступает в союз с гением эпохи, когда отдельная
личность проникается творческим томлением своего времени.
С. Цвейг
Слайд 3
Реализм
как художественный
метод и литературное направление
Сущность классического
реализма ХIХ века — не в социально-критическом пафосе, хотя он
и играл немалую роль, а прежде всего в широком освоении живых связей человека с его близким окружением...
Слайд 4
Своеобразие подхода писателей-реалистов к художественному изображению действительности:
объективность,
выявление законов социальной жизни,
причинно-следственные связи в
историческом развитии общества,
исторический и социальный детерминизм (взаимообусловленность человеческих отношений, истории и общества).
Слайд 5
Типическое раскрывается в реализме через противоречие общего
и индивидуального, а общее выступает в индивидуальной оболочке.
Для
реализма характерно смешение жанров, в нем нет условностей жанрового мышления, как в классицизме, и неразрешимого противопоставления идеала и действительности, как в романтизме.
Главный принцип реализма — жизнеподобие, изображение жизни в формах самой жизни.
Мерой оценки действительности становится авторский идеал, связанный с ее критикой, и степень несоответствия жизни гуманистическим ценностям. Сама действительность одновременно является источником и красоты, и безобразия.
Слайд 6
Стадии развития реализма
ранний реализм
зрелый реализм
реализм
периода кризиса
Слайд 7
Постоянные признаки реализма
историзм
социальный анализ
типизация
и широкая распространенность героев и жизненных явлений и характеров,
осуществляемая через раскрытие индивидуальности
«саморазвитие» характеров и «самодвижение сюжета
стремление воссоздать мир как противоречивую и сложную цельность
Слайд 8
Литературе реализма присуща критика бездуховности и материальной власти
денег над человеческой душой, свойственно изображение деградации человеческой личности
под влиянием пошлой среды.
Слайд 9
Реализм в Америке
Образ мира. Конфликт между естественностью и
цивилизацией, между человечностью и буржуазными нормами жизни. Мечта о
естественном равенстве людей, уничтожении условностей их социального разделения. Столкновение феодализма и капитализма. Разочарование в благотворной роли технического прогресса. Изображение бездуховности современной Америки и тревога за будущее человечества.
Слайд 11
Творчество Марка Твена – свидетельство кризиса европейско-американской цивилизации.
Оно было последним словом западного реализма, словом, проникнутым тревогой,
обращенной к человечеству и сострадающей болью за его грядущую судьбу.
Слайд 12
Реализм в Англии
Одновременное становление романтизма и реализма в
Англии. Бытописательные и нравописательные очерки. Многообразие видов романа. Критика
безнравственного и антигуманного буржуазного мира. Нравственная проблематика, сатира и гротеск.
Слайд 15
В конце ХIХ века в английской литературе, как
и во всей Европе, ощущается кризис реализма, возникают, а
потом и усиливаются натуралистические тенденции.
Слайд 16
Реализм во Франции
Поиск причин жизненных явлений в окружающей
действительности, акцент на внутреннем мире человека. Жизнь человека на
фоне буржуазного общества . Новый герой-буржуа. Нравственные критерии ценностей буржуазной эпохи и буржуазного человека. Деньги как мерило буржуазной «морали». Психологизм в изображении внутренней жизни человека.
Слайд 25
ПЛАН
Причины страданий Матильды Луазель.
Приглашение на бал и его
последствия.
Ожерелье госпожи Форестье.
Пропажа.
10 лет нищеты.
«Ожерелье было фальшивое».