Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Вымысел и реальность в сказках А.С.Пушкина

Содержание

Цель исследования:Доказать, что сказки А.С. Пушкина так же, как и народные, несмотря на свою фантастичность, выражают высокие жизненные идеалы народа, несут в себе народное представление о том, что в жизни составляет правду и что - кривду.
Вымысел и реальность в сказках А.С.Пушкина Цель исследования:Доказать, что сказки А.С. Пушкина так же, как и народные, несмотря ЭпиграфВыдумка спасает правду, для правды только и существует выдумка. Истоки интереса к сказкеА. С. Пушкин в детстве очень любил слушать сказки, Его сказки, сложенные по образцу народных, «удерживали прелесть и свободу сказочного чуда» Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» изображаемый им сказочный мир характеризует Фантастические чудеса народного вымысла идут у Пушкина от народной сказки. Так, образ «Там русский дух… там Русью пахнет!» В его мире и колдуны, и «Преданья старины глубокой, дела давно минувших дней…»В сказках А.С.Пушкина, наряду с фантастическими . В сказках А.С.Пушкина все так искусно переплетено, что задумываться, где быль Отражен в сказках Пушкина также и определенный уклад жизни простых людей. На Как хорошо описал Пушкин добротную русскую избу, назвав ее теремом: В сказках Пушкина  можно найти достаточно много подтверждений тому, что И, хотя мы живем в XXI веке, читая все эти строки, отдаем Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека ЗавистьВ сказке ЖадностьПо волнам фантазии А. С. Пушкина попадает в сети СправедливостьНичего не сказал рыбка,  Лишь хвостом по воде плеснула  И Не сумел уйти от расплаты и поп: О добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку, о О преданности, такой характерной для русских женщин, в Бедные люди бывают добрее людей, никогда не испытывающих   нужду, всегда ЗаключениеСказка - великое чудо, необычайный сплав народной фантазии, прекрасного языка, отражение истории ВыводСказка никогда не выдавалась за действительность: она хороша именно как вымысел. Однако, Используемые ресурсы. Ресурсы Большой Энциклопедии Кирилла и МефодияЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсов:
Слайды презентации

Слайд 2 Цель исследования:

Доказать, что сказки А.С. Пушкина так же,

Цель исследования:Доказать, что сказки А.С. Пушкина так же, как и народные,

как и народные, несмотря на свою фантастичность, выражают высокие

жизненные идеалы народа, несут в себе народное представление о том, что в жизни составляет правду и что - кривду.

Слайд 3 Эпиграф
Выдумка спасает правду, для правды только и существует

ЭпиграфВыдумка спасает правду, для правды только и существует выдумка.

выдумка.

М.М. Пришвин

Слайд 4 Истоки интереса к сказке
А. С. Пушкин в детстве

Истоки интереса к сказкеА. С. Пушкин в детстве очень любил слушать

очень любил слушать сказки, рассказанные своей няней, Ариной Родионовной.

Об этом знают все. Но интерес к сказкам появляется у Пушкина уже в конце его поэтической деятельности в тридцатые годы.
Начиная с 1827 г. - по 1828 г. Пушкин проявляет усиленный интерес к народному творчеству. Еще до этого, во время пребывания в Михайловском, он охотно слушал песни и сказки крестьян и записывал их. О своей жизни в Михайловском Пушкин писал брату: «Знаешь мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!..»..

Д.Белюкин А. С. Пушкин в Михайловском в домике у Арины Родионовны


Слайд 5 Его сказки, сложенные по образцу народных, «удерживали прелесть

Его сказки, сложенные по образцу народных, «удерживали прелесть и свободу сказочного

и свободу сказочного чуда» (В.П. Аникин)

В сказках Пушкина, как

и в народных, открывался мир удивительных чудес: возникший на пустынном острове златоглавый город «с теремами и церквями», и затейливая белка, которая «песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые», и тридцать три богатыря.

Слайд 6
Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» изображаемый

Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» изображаемый им сказочный мир

им сказочный мир характеризует как мир необыкновенный, фантастический:
«Там

чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей».

Слайд 7 Фантастические чудеса народного вымысла идут у Пушкина от

Фантастические чудеса народного вымысла идут у Пушкина от народной сказки. Так,

народной сказки. Так, образ кота-баюна из записанной Пушкиным сказки

«Чудесные дети», представленный сказочной народной «формулой»: «у моря-лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет» – входит в поэзию Пушкина как «кот ученый».

Слайд 8 «Там русский дух… там Русью пахнет!»
В его

«Там русский дух… там Русью пахнет!» В его мире и колдуны,

мире и колдуны, и богатыри, и царевна, и бурый

волк, и ступа с Бабою Ягой, и царь Кощей. И все эти поэтические образы сказки исконно русские, национальные.

Слайд 9 «Преданья старины глубокой, дела давно минувших дней…»
В сказках

«Преданья старины глубокой, дела давно минувших дней…»В сказках А.С.Пушкина, наряду с

А.С.Пушкина, наряду с фантастическими образами , нашли отражение реальные

бытовые стороны жизни простого народа, его мечты, представления о добре, зле, справедливости и, конечно, завораживающее русское слово.

Слайд 10 . В сказках А.С.Пушкина все так искусно переплетено,

. В сказках А.С.Пушкина все так искусно переплетено, что задумываться, где

что задумываться, где быль или небыль, не хочется. А

хочется читать, и верится, и представляется, что действительно:



"Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам".


Слайд 11 Отражен в сказках Пушкина также и определенный уклад

Отражен в сказках Пушкина также и определенный уклад жизни простых людей.

жизни простых людей. На Руси девушки проводили вечера за

рукоделием и общением друг с другом, рассказывая свои мысли и мечты

"Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Кабы я была царица, Говорит одна девица, То на весь крещеный мир Приготовила б я пир. Кабы я была царица, Говорит ее сестрица, То на весь бы мир одна Наткала бы полотна. Кабы я была царица, Третья молвила сестрица, Я б для батюшки-царя Родила богатыря".
(Сказка о царе Салтане)


Слайд 12 Как хорошо описал Пушкин добротную русскую избу, назвав

Как хорошо описал Пушкин добротную русскую избу, назвав ее теремом:

ее теремом:

"И царевна очутилась В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой Видит девица, что тут Люди добрые живут,.. " "Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась"
(Сказка о мертвой царевне)

Слайд 13
В сказках Пушкина можно найти достаточно

В сказках Пушкина можно найти достаточно много подтверждений тому, что

много подтверждений тому, что общение с крестьянами и его

интерес к их песням и сказкам породили такое богатство описаний, переживаний, мыслей и характеристик персонажей на языке таком близком и знакомом им.

Слайд 14 И, хотя мы живем в XXI веке, читая

И, хотя мы живем в XXI веке, читая все эти строки,

все эти строки, отдаем дань восхищения русскому языку, его

многообразию, певучести и красоте, а А. С. Пушкину –за память в сердце.


- "И Ответ держать велит" - "За морем житье не худо" - "Не привальный, не жилой" - "Чуду царь Салтан дивится" - "Обмерла и окривела" - "Чудо-чудное завесть" - "Свет о белке правду бает" - "При честном при всем народе" - "Злыми жабами глядят" - "Молит князь: душа де просит, Так и тянет и уносит... " - "У моря искать дичины"


Слайд 15 Мысль о правде, о справедливости, о добре и

Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали

зле глубоко волновали человека всегда. И всегда хотелось верить,

что как бы ни сильны были зло, корысть, властолюбие и несправедливость, они своей ненасытностью в конце концов сами себя накажут, а правда рано или поздно возьмет свое. Эти темы нашли свое отражение в сказках А.С.Пушкина.

Слайд 16 Зависть
В сказке "Сказка о царе Салтане, о сыне

ЗавистьВ сказке

его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и

о прекрасной Царевне Лебеди":
"В кухне злится повариха Плачет у станка ткачиха И завидуют оне Государевой жене. " "А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, Извести ее хотят Перенять гонца велят"

Слайд 17 Жадность
По волнам фантазии А. С.

ЖадностьПо волнам фантазии А. С. Пушкина попадает в сети

Пушкина попадает в сети к бедному, доброму старику золотая

рыбка и началась у старика беспокойная жизнь:
"Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось".
И разворачиваются события:
"Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ли корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись, выпроси уж избу. "
Чем дальше в лес, тем больше дров.
"Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой. "

Слайд 18 Справедливость
Ничего не сказал рыбка, Лишь хвостом по воде

СправедливостьНичего не сказал рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла

плеснула И ушла в глубокое море. Долго у моря

ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился Глядь: опять перед ним землянка; На пороге его старуха, А перед нею разбитое корыто. "

Слайд 19 Не сумел уйти от расплаты и поп:
"Бедный

Не сумел уйти от расплаты и поп:

поп Подставил лоб: С первого щелка Прыгнул поп до

потолка; Со второго щелка Лишился поп языка; А с третьего щелка Вышибло ум у старика. А Балда приговаривал с укоризною: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною. "

Слайд 20 О добре, любви к матери и отцу, об

О добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку,

уважении к человеку, о любви к прекрасному, о выдумке

и находчивости и просто о любви - обо всем этом А. С. Пушкин пишет в своих сказках.

в "Сказке о царе Салтане... " за добро добром отплачивает царевна Лебедь, так как должно быть:

"И царевичу потом Молвит русским языком: Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня, Что стрела пропала в море; Это горе - все не горе. Отплачу тебе добром, Сослужу тебе потом».


Слайд 21 О преданности, такой характерной для русских женщин, в

О преданности, такой характерной для русских женщин, в

"Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" Пушкин

несколько грустно и печально рассказывает:

"Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи, Разболелись глядючи С белой зори до ночи, Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля.


Слайд 22 Бедные люди бывают добрее людей, никогда не испытывающих

Бедные люди бывают добрее людей, никогда не испытывающих  нужду, всегда

нужду, всегда бескорыстно помогут в беде. Так и старик

из "Сказки о рыбаке и рыбке" показан как человек спокойный и добрый: поймав одну рыбку, даже волшебную, мог не отпускать ее или воспользоваться ее предложением, но не сделал этого :

"Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: "Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе". "Не посмел я взять с нее выкуп; Так пустил ее в синее море"


Слайд 23 Заключение
Сказка - великое чудо, необычайный сплав народной фантазии,

ЗаключениеСказка - великое чудо, необычайный сплав народной фантазии, прекрасного языка, отражение

прекрасного языка, отражение истории России. «Что за прелесть эти

сказки! Каждая есть поэма...» - писал А.С. Пушкин. Действительно, сказка всегда была достоинством и умом народа. Она укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью.
Именно в сказках находится тот заповедный ключ, которым можно открыть загадочные тайники русской души. О нашем прошлом, настоящем и будущем рассказывают «преданья старины глубокой». Они дают «добрым молодцам урок», врачуют сердца спасительной «ложью» и победой добра над злом. И веришь, что в них, в сказках, можно отыскать ответы на все наболевшие вопросы о смысле бытия, о любви и ненависти, о высоком предназначении человека.

Слайд 24 Вывод


Сказка никогда не выдавалась за действительность: она хороша

ВыводСказка никогда не выдавалась за действительность: она хороша именно как вымысел.

именно как вымысел. Однако, несмотря на свою фантастичность, сказка

выражает высокие жизненные идеалы народа, несет в себе веками сложившееся народное представление о том, что в жизни составляет правду и что - кривду. Жанр сказки является, по существу, универсальным для прямого, открытого выражения моральных оценок .
В сказках А.С. Пушкина за фантастическими образами скрывается реальная жизнь, с ее положительными и отрицательными сторонами. Познать ее трудно, но возможно. Для начала следует просто научиться внимательно читать сказки.


  • Имя файла: vymysel-i-realnost-v-skazkah-aspushkina.pptx
  • Количество просмотров: 278
  • Количество скачиваний: 0