Слайд 2
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) — прозаик
и драматург, классик русской
литературы.
Автор поэмы «Мертвые
души», пьесы
«Ревизор»,
сборников повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) — прозаик и драматург, классик русской
литературы.
Автор поэмы «Мертвые
души», пьесы «Ревизор»,
сборников повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».
Николай Васильевич Гоголь
Слайд 3
Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 – 1825),
служил при Малороссийском почтамте. В 1805 году уволился с
чином коллежского асессора и женился.
Василий Афанасьевич был разносторонне одаренным человеком: талантливым рассказчиком и писателем – автором остроумных комедий, постановщиком пьес и актером.
Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 – 1825), служил при Малороссийском почтамте. В 1805 году уволился с чином коллежского асессора и женился.
Василий Афанасьевич был разносторонне одаренным человеком: талантливым рассказчиком и писателем – автором остроумных комедий, постановщиком пьес и актером.
Родители писателя
Слайд 4
Родители писателя
Родители писателя
Мать, Мария Ивановна
Косяровская (1791 –
1868),
происходила из помещичьей
семьи. По преданию, она
была
первой красавицей на
Полтавщине.
В семье, помимо Николая,
было ещё пятеро детей.
«Марья Ивановна женщина
необыкновенная… Она вся
исполнена самоотверженной
и тихой любви к своим
детям…» - писал С.Т.Аксаков.
Слайд 5
Дом, в котором проживала семья Гоголей в Васильевке
Дом,
в котором проживала семья Гоголей в Васильевке
Детство писателя прошло
в Васильевке, имении родителей. «Дом небольшой, но поместительный, обширный и живописный сад и пруд…» - так описывали современники обстановку усадьбы, которая стала центром общественности всего околотка. Впоследствии впечатления жизни в Васильевке – ярмарки, забавы молодежи, страшные рассказы деревенских балагуров - легли в основу повестей Гоголя.
Слайд 6
Нежинская гимназия
Нежинская гимназия
Гоголь учился в Гимназии
высших наук в Нежине с
1821 по 1828 год. Писатель обладал прекрасной памятью, делал успехи
в рисовании и русской словесности. Гимназисты затеяли свой рукописный журнал, в котором Гоголь много писал в стихах.
В Нежине развилась любовь к театру, где Гоголь с успехом исполнял роли
комических старух.
Слайд 7
Гоголь в Петербурге
Гоголь в Петербурге
В декабре 1828 года Гоголь переехал
в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: в актёры не
приняли; служба оказалась скучной и
бессодержательной. Тем сильнее привлекало его литературное поприще.
Гоголь знакомится с Жуковским и Пушкиным. В журналах печатают его первые произведения.
Слайд 8
Вечера на хуторе близ Диканьки
Вечера на хуторе близ
Диканьки
Работать над «Вечерами»
Гоголь начал еще в 1829
году. В письмах домой он
просил свою мать писать
ему «о поверьях, обычаях
малороссиан, сказках,
преданьях», описать наряд сельского дьячка,
свадебный обряд.
Вся работа уложилась в
три года и была закончена в 1832 году.
Слайд 9
«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня.
Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная, без
жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
А.С.Пушкин
«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
А.С.Пушкин
Отзывы о первой книге Гоголя
Слайд 10
«Ещё не было у нас автора с такою
весёлою весёлостью, у нас на севере она великая редкость.
Яновский — человек с решительным талантом. Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса. Во многих местах в нём виден наблюдатель…»
Е.А.Баратынский
«Ещё не было у нас автора с такою весёлою весёлостью, у нас на севере она великая редкость. Яновский — человек с решительным талантом. Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса. Во многих местах в нём виден наблюдатель…»
Е.А.Баратынский
Отзывы о первой книге Гоголя
Слайд 11
„Гоголь, так мило прикинувшийся
Пасичником, принадлежит
к числу необыкновенных талантов. Кому не известны его Вечера
на хуторе близ Диканьки? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности!»
В.Г.Белинский
„Гоголь, так мило прикинувшийся
Пасичником, принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому не известны его Вечера на хуторе близ Диканьки? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности!»
В.Г.Белинский
Отзывы о первой книге Гоголя
Слайд 12
Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе
близ Диканьки»
Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе
близ Диканьки»
Сорочинская ярмарка
Вечер накануне Ивана
Купала
Майская ночь, или
Утопленница
Пропавшая грамота
Ночь перед Рождеством
Страшная месть
Иван Федорович Шпонька и
его тетушка
Заколдованное место
Слайд 13
Смысл названия «Вечеров…»
Смысл названия «Вечеров…»
Вечер – время отдохновения,
располагающего к задумчивости, мечтательности; время таинственного, чудесного, иррационального.
Хутор - так,
в противоположность деревне, называется отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина.
Диканька – нечто удаленное от центра, от «света», сохранившее самобытность, далекое от цивилизации. Но в то же время Диканька – и нечто невероятное, «дикие речи, вздор, враки, пустяки» (значение слова «дичь» в словаре Даля), и не только пустяки, но и невероятно страшное, пугающее.
Слайд 14
Рассказчики в «Вечерах»
Рассказчики в «Вечерах»
Пасечник Рудый Панько
–
вымышленный «издатель
«Вечеров...», который
разъясняет читателям, что
материал для книги он получил от разных рассказчиков.
Рудый Панько - не просто
псевдоним; в его имени была скрытая отсылка к реальному автору: писатель был рыжеватым, а будь он простым крестьянином, звали бы его по местному обычаю не по отцу, а
по деду – Паньком (дед Гоголя – Панас, Афанасий).
Слайд 15
Рассказчики в «Вечерах»
Рассказчики в «Вечерах»
А один из
гостей... Бывало, поставит перед собою палец и, глядя на
конец его, пойдет рассказывать - вычурно да хитро, как в печатных книжках!
Вот, например, знаете ли вы дьяка диканьской церкви? Эх, голова! Что за истории умел он отпускать!
Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь - целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал.
Панич в гороховом кафтане Макар Назарович
Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич
Дед Фомы Григорьевича Максим
Слайд 16
Жанр рассказов Фомы Григорьевича
Жанр рассказов Фомы Григорьевича
Быль
Фоме Григорьевичу принадлежат в цикле 3 повести: «Вечер накануне
Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место».
Их связь друг с другом, и прежде всего их жанровое единство, отмечены общим для них подзаголовком – «Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви».
По определению В.Я. Проппа, «были», или «былички», «бывальщины», - «это рассказы, отражающие народную демонологи, страшные, но название их говорит о том, что в них верят.
Былички рассказывают о пережитом самим рассказчиком.
Фома Григорьевич ссылается на авторитет деда: «Но главное в рассказах деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал, и что, бывало, ни скажет, то именно так и было».
Слайд 17
«Заколдованное место» в литературных произведениях
«Заколдованное
место» в литературных произведениях
Остров Буян
Спящая
Красавица
Рип ван
Винкль
Аленький
цветочек
Слайд 18
«Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»
«Заколдованное
место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»
Слайд 19
Основные мотивы повести:
поиски заговоренного клада;
заколдованное место.
Основные мотивы повести:
поиски заговоренного клада;
заколдованное место.
«Заколдованное место»
Слайд 20
Работа со словарем
Соедините слово с его значением
Работа со
словарем
Соедините слово с его значением
Баштан
Волость
Кавун
Комора
Кухоль
Левада
Люлька
Сопилка
Цибуля
Черевики
Чумаки
арбуз
малороссияне, едущие за солью
и рыбою, обыкновенно в Крым
место, засеянное арбузами и
дынями
башмаки
лук
в Древней Руси: местность,
область, подчиненная одной
власти
глиняный кувшин
береговые лиственные леса,
заливаемые в половодье
трубка
амбар
украинский народный
музыкальный инструмент
Слайд 21
Работа со словарем
Проверьте себя
Работа со словарем
Проверьте себя
Баштан –
место, засеянное арбузами и дынями
Волость – в Древней Руси:
местность, область,
подчиненная одной власти
Кавун – арбуз
Комора – амбар
Кухоль – глиняный кувшин
Левада – на Украине и на юге России: береговые
лиственные леса, заливаемые в половодье
Люлька – трубка
Сопилка – украинский народный духовой
музыкальный инструмент
Цибуля – лук
Черевики – башмаки
Чумаки – малороссияне, едущие за солью и
рыбою, обыкновенно в Крым
Слайд 22
Работа с текстом по вопросам
Работа с текстом по
вопросам
По каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом?
Чем
запомнился рассказчику дед?
Слайд 23
Работа с текстом по вопросам
Работа с текстом по
вопросам
Почему дед попал в заколдованное место и каким образом
это произошло?
Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте?
Каковы особенности заколдованного места?
Слайд 24
Особенности заколдованного места
Особенности заколдованного места
Заколдованное место – место,
где пересекаются волшебный и обыденный миры.
Сказочный мир притворяется знакомым,
но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы.
Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки.
Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле.
Слайд 25
Работа с текстом по вопросам
Работа с текстом по
вопросам
Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с
ним там происходит?
Какие существа встретились деду в заколдованном месте?
Слайд 26
Существа заколдованного места
Существа заколдованного места
Медведь — родной брат
лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом.
Некоторые лесные духи имеют
облик медведя. В христианской
символике олицетворяет зло,
дьявольские силы.
Птичий нос –
фантастическое существо,
придуманное Гоголем: птичий
нос без тела. Символика птицы
многообразна, некоторые были
посредниками между миром
мертвых и живых.
Слайд 27
Существа заколдованного места
Существа заколдованного места
Баранья голова –
в
фольклоре нечто пустое,
никчемное. Имеет также
отношение к демонологии:
один из демонов изображался с тремя головами, одна из
которых была бараньей.
Харя –
дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина и самый окрутник, наряженный, переряженный.
Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.
Слайд 28
Художественные средства, создающие образ заколдованного места
Художественные средства, создающие
образ заколдованного места
Гиперболы
Метафоры
Эпитеты
…под ногами круча без дна, ноздри –
хоть по ведру воды влей в каждую…
…нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды, дыня… словно змея.
…проклятый камень, красные очи, мерзостная рожа.
Слайд 29
Как еще в повести называется заколдованное место
Как еще
в повести называется заколдованное место
Проклятое место
Дьявольское место
Слайд 30
Как закончилось приключение
деда
Как закончилось приключение
деда
«Посмотрите-ка, посмотрите
сюда, что я вам принес!» - сказал дед и
открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое.
…на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое!