«Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством
её проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного миросозерцания, артистизмом русского языка…Все это он стремится выразить в своем творчестве.»
И.П.Видуэцкая
Слайд 3
ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ Н.С.ЛЕСКОВА
Слайд 4
Музей Н.С.Лескова
«Наш дом в Орле был на
Третьей Дворянской улице и стоял третий по счету от
берегового обрыва над рекою Орликом. Место здесь довольно красиво…»
Н.Лесков. «Несмертельный голован»
Слайд 5
Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных
«памятей» и позволили ему с гордостью говорить :
«Я
не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе… Я с народом был свой человек…»
Слайд 6
Панин хутор
«Я вырос в народе, на гостомльском выгоне,
с казанком в руке, я спал с ним на
росистой траве ночного… да на запашной панинской толчее, за кругами пыльных замашек…среди русской природы, которую сразу и не описать…»
Н.С.Лесков
Слайд 8
1841год. Орловская гимназия
«В науках далеко не зашелся», -
скажет о себе Лесков и назовет себя «малообученным» для
литературного дела.
Слайд 9
Первая проба пера –
«Очерки винокуренной промышлен-
ности» (1861г.)
Слайд 10
Проблемы национального сознания русского народа, национального самосознания человека
из народа, веры и безверия – постоянные и актуальные
в творчестве Н.С.Лескова.
Слайд 11
Искусство, по Лескову, должно служить «умножению в людях
добра, правды и мира». «Все, что не поднимает духа
человеческого, не есть искусство в том священном его значении», - утверждал писатель.
Слайд 12
Приглашение к путешествию
Орел- город детства и юности Н.С.Лескова,
писателя –
классика.
Слайд 13
Автор «Левши», «Очарованного странника», «Соборян», сумевший постичь то,
что зовется «душою народа», прежде всего дорог нам тем,
что в центре внимания его творчества всегда человек – со своими радостями, открытиями и ошибками, вечным поиском истины.
Слайд 14
В творческой лаборатории
На всем протяжении 35-
летнего литературного пути орловские впечатления питали творческое воображение писателя,
были источником его замечательных произведений. Множество своих героев автор, по словам М.Горького, «всю Русь расселил» именно на орловской земле, считая свою малую родину «микрокосмом всей земской России»
Слайд 15
В творческой лаборатории
«Я выдумываю тяжело и трудно, и
поэтому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли
меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплотить их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительное событие. Так почти написано все…» (Н.С.Лесков)
Слайд 16
У слияния рек Оки и Орлик
в XVI
столетии Иваном Грозным
в самом сердце России основан
родной город Лескова – Орел.
Слайд 17
Орел «вспоил на своих мелких водах столько русских
литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой
другой русский город».
Н.С.Лесков
Л.Н.Андреев
И.С.Тургенев
Б.К.Зайцев
Слайд 20
Памятник Н.С.Лескову.
Установлен в 1981 году на родине
писателя в честь 150 –летия со дня рождения.
Авторы –
московские скульпторы Ю.Г. и Ю.Ю.Ореховы, архитекторы В.А.Петербуржцев и А.В.Степанов.
Слайд 21
Памятник Н.С.Лескову.
«Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с
душою сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» - таким
виделся Лесков современникам, таким изобразили его и создатели памятника.
Писатель всматривается вдаль и как бы мысленно произносит: «Я смело, может быть, даже дерзко думаю, что знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу».
Слайд 22
«Тупейный художник»
Вот показывает свое мастерство «тупейный художник», причесывая
актрису орловского крепостного театра графа Каменского. Любовь «тупейного художника»
к крепостной актрисе заканчивается трагически: не избежал Аркадий пыток в графском застенке, а Люба – насилия графа.
Слайд 23
«Леди Макбет Мценского уезда»
Не принесла любовь счастья и
Катерине Измайловой. Прищурив глаза, окаменев, стоит она в арестантском
халате у позорного столба перед отправкой на каторгу.
Слайд 24
«Очарованный странник».
Вьется в огненном танце Грушенька.
Опершись на
гитару, восторженно смотрит на танцующую цыганку «типический русский богатырь»
Иван Северьянович Флягин – воплощение могучих физических и нравственных сил нашего народа.
Слайд 25
«Левша»
А вот колдует над наковальней с молоточком в
левой руке тульский оружейник «косой левша, на щеке пятно
родимое, а на висках волосья при учении выдраны».Перед ним тисочки – рабочий инструмент левши, самовар – символ города Тулы.
Колонна, на которую поднят левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу. Это и понятно: лесковский левша – олицетворение талантливости нашего народа, на нем «почивала надежда нации»
Слайд 26
«Без трех праведных несть граду стояния»
Три праведника, три
героя романа «Соборяне», три бронзовые фигуры – «три столпа»,
без которых «несть граду стояния».
Перед нами образы «многострадальных духовенных»:Протопоп Савелий Туберозов «высок ростом и тучен… он сохранил весь пыл сердца и всю энергию молодости. Захарий Бенефактов – «воплощенная кротость и смирение». Дьякон Ахилла Десницын : «Роста Ахилла огромного, силы страшной, в манерах угловат и резок, но при всем том весьма приятен». Эти люди исполнены внутренней духовной силы и правоты.
Слайд 27
Лесковские места нашего города
Ул. Болховская, Карачевская, мост через
речку Орлик, церковь Михаила Архангела
Слайд 28
Лесковские места нашего города
«Меня отвезли в орловскую гимназию,
- вспоминал Лесков в «Автобиографической заметке». Жуткие нравы и
быт мужской гимназии(1841-1846), где учеба «велась из рук вон плохо». («Как я учился праздновать», «Заметка о зданиях», «Смех и горе»).
Слайд 29
Женский монастырь
«Монастырь стоял за городом на совершенно
ровном, как скатерть, зеленом выгоне. Он был обнесен со
всех сторон кирпичною стеною, на которой по углам были выстроены башенки». Игуменья матушка Агния - «смелая душа, гордая своею силою и своим прошлым страданием».
(«Некуда»)
Слайд 30
Никитская церковь
Отмечена служением здесь «суровых владык, между коими,
по особенному своему жестокосердию, известны Никодим и Смарагд Крижановский».
«Когда
в Орле расписывали церковь Никития, я ходил туда любоваться искусством местных художников»
(«Мелочи архирейской жизни»)
Слайд 31
Ильинская площадь
Место, где «возвещались указы и производились публичные
наказания преступников». Позже – место средоточия торговли. («Леди Макбет…»,
«Несмертельный голован»)
Слайд 32
Дом купцов Серебренниковых
«В городе и на пристани на
берегу Оки было более 250 ссыпных хлебных амбаров. Орловский
хлеб поставлялся в Москву и Петербург, в Ригу. Купцы – ссыпщики были зажиточными людьми. Купцы Серебренниковы считались по своему значению первыми ссыпщиками, и их важность простиралась до того, что дому их вместо фамилии была дана возвышающая кличка. Правил домом тип известный и знакомый, тип торгового патриарха». («Несмертельный голован», «Расточитель», «Некуда», «Отборное зерно», «Грабеж»).
Слайд 33
«Заразительно веселой, чисто орловской панорамой» назвал «Грабёж» сын
писателя Андрей Лесков. В рассказе наиболее полно отразилось
«орловское происхождение» Н.С.Лескова, его любовь к Орлу, малой родине; блестящее знание русской провинции, которая была дорога писателю.
Слайд 35
Тургеневский бережок
Лесков первый указал своим землякам место в
городе, где следует соорудить памятник Тургеневу, «прославившему свою родину
доброю славою во всем образованном мире».
Слайд 36
«Крепостной театр графа Каменского»
«Много жутких легенд ходило в
Орле об этом театре – тюрьме; сколько замечательных дарований
погибло в его стенах!» («Тупейный художник»)
Слайд 37
Дом – музей Н.С.Лескова
Годы детства писателя отразились в
повести «Несмертельный голован». «Голован – человек особенный; человек, который
не боится смерти, герой великодушия, человек бесстрашный и самоотверженный. Он – праведник». «Поселил» этого праведника Лесков рядом со своим домом, на Третьей Дворянской улице. «Место здесь довольно красиво».
В 1974 году дом на бывшей Третьей Дворянской улице стал музеем Н.С.Лескова.
Слайд 38
Интерьер петербургского кабинета Лескова
«Многочисленные часы, бесчисленные портреты, картины
в снимках и оригиналах, огромный, длинный и узкий образ
Божией Матери. Красивые женские лица, нежные и томные, а рядом с ними – старинного письма картина. Гравюры с картин французских романтиков, фотографии. На столе множество разноцветных ламп, масса безделушек, оригинальные или старинные резаки, вложенные в наиболее читаемые книги»
(Л.И. Веселитская. «Из воспоминаний о Н.С.Лескове»)
Слайд 43
VI том собрания сочинений Н.С.Лескова
Слайд 49
«Литература – тяжелое поприще, требующее великого духа поприще.
Я всю жизнь бился за место в ней и
только под старость вижу признание обществом за мною некоторых прав». Н.С.Лесков
«Лесков – писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна».
Л.Н.Толстой
Слайд 50
Из черной рамы смотрит мне
в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова.
Вл. Гиппиус
В.Серов.
Портрет писателя Н.С.Лескова.