Слайд 2
Разность жанра и формата
Жанр – устойчивая, как правило,
имеющий определенную культурно-историческую подоплеку, модель построения текста, связанная с
выражением определенных чувств, сюжетов, героев.
Формат – ориентир, к которому современное произведение может стремиться или не стремиться
Но оба они – набор формальных и содержательных признаков ,на которые писателю удобно ориентироваться, а читателю – распознавать.
Слайд 4
1. Ода – жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворения, воспевающее героический
подвиг. Восходит к традициям классицизма. Например ода «Вольность».
2. Элегия – жанр романтической
поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем о жизни, судьбе, своей мечте. Например « Погасло дневное светило…».
3. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, не связанный с определенной традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. Например « К Чаадаеву».
4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу. Например «на Воронцова».
5. Песня – Жанр восходит к традициям устного народного творчества. Например «песня Западных славян».
6. Романс – например « Я здесь, Инезилья…».
7. Сонет – например « Суровый Дант не презирал совета…».
Слайд 5
Элегия, А.С. Пушкин
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как
смутное похмелье.
Но, как вино,— печаль минувших дней
В моей душе
чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Слайд 6
Фелица, Г.Р. Державин
Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость
несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на
ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает,
- Она мой дух и ум пленяет,
Подай найти ее совет.
Слайд 7
Эпитафия, Н.К. Карамзин
Покойся, милый прах, до радостного утра!
И
на земле она, как ангел, улыбалась:
Что ж там, на
небесах?
Слайд 8
Моя эпитафия, А.С. Пушкин
Здесь Пушкин погребен; он с
музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго,
однакож был душою,
Ей богу, добрый человек.
Слайд 9
Эпиграмма на Воронцова, А.С. Пушкин
Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но
есть надежда,
Что будет полным наконец.
Слайд 10
Эпитафия на смерть Александра I
Всю жизнь свою провёл в дороге,
простыл и умер в Таганроге
Слайд 12
Баллада — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в
поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады
обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
Поэма — поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.