Слайд 2
Важная роль в художественном мире романа играют женские
персонажи.
Каждая женщина в судьбе Живаго в метафорическом плане
олицетворяет собой одну из граней российской жизни.
Слайд 3
Жена Живаго Тоня Громеко воплощает собой интеллигентско-профессорский круг,
ту дореволюционную культуру,
которой не суждено выжить в новой,
послереволюционной действительности. При всей своей жизненной практичности Тоня, наиболее «здоровое существо» в романе –
лишена надёжны на совместное будущее с доктором, на жизнь в обновлённой России.
Слайд 4
По мысли Пастернака, Тоне, как и символизируемой ею
дореволюционной среде– нет места в России новой.
Неслучайно именно
Тоня с детьми эмигрирует;
в культурном отношении задача эмиграции – сохранять прошлое, потерянную Россию, тогда как герой Пастернака устремлён к будущему.
Слайд 5
Вторая женщина в судьбе Живаго, Лара, очевидным образом
мыслится автором как проекция образа России, как женская ипостась
всего вечно живого, мятущегося,
нуждающегося в исцелении и преображении.
Слайд 6
Лара – сама стихия российского бытия: Цитата -
«…пространство всё насквозь живое. И эта даль – Россия,
его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница,
мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками,
которых никогда нельзя предвидеть! О как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О как всегда тянет сказать спасибо самой жизни,
самому существованию, сказать это им самим в лицо!
Слайд 7
Такой её воспринимает Живаго, получающий от автора право
простить и духовно возродить Лару,
соблазнённую в юности любовником
матери Комаровским (прообразом отношений Живаго и Лары становится история о прощении Христом грешницы Марии Магдалины).
Лара воплощает собой больную Россию, чающую перемен, воскресения. Её трагедия поруганной невинности кажется Пастернаку одной из символических причин произошедшего:
Слайд 8
Прекрасная дама не должна быть обижена, Вечную женственность
необходимо восстановить в её правах. Роман Живаго и Лары
начинается
в революционный период и заканчивается с окончанием гражданской войны. Важно и то, что Лара, пойдя по ложному пути эмиграции,
отдав свою и Живаго дочь чужим людям, всё-таки возвращается на родину, чтобы оплакать Живаго и погибнуть в одном из сталинских лагерей,
что также в некоторой степени символизирует собой судьбу революционного поколения.
Слайд 9
Установившаяся советская государственность приносит Живаго новую женщину –
дочку дворника Маркела Марину, по-своему талантливую и одарённую женщину,
с образом которой может быть проассоциировано всё то положительное,
что стремится увидеть Пастернак в советском обществе.
Слайд 10
Тем самым, обилие женщин, за которое ревнители нравственности
упрекали доктора,
объясняется не распущенностью его нравов, но возложенной
на него символической функцией возлюбленного многоликой России.