Слайд 2
Весна 1916 г. Андреев на Капри гостит у
Горького. Размышляет об отступничестве части интеллигенции от идеалов радикального
преобразования жизни. «Подумываю со временем написать нечто по психологии предательства»,- писал он Серафимовичу.
Горького не меньше интересовала проблема предательства и тип провокатора.
Вспомните, как относится рассказчик к подвигу Данко и как к нему относятся люди, которых герой спас ценой собственной жизни?
Слайд 3
Реальное нравственное состояние современного человека далеко от идеала,
и это немедленно обнаруживается, когда человек попадает в ситуацию
«последнего» выбора – между опасной верностью истине и благополучным отступничеством от нее.
Слайд 5
Воплощением чего являются образы
Христа и Иуды?
Что позволило
Максимилиану Волошину назвать рассказ
«Евангелием наизнанку»?
Слайд 6
Л. Андреев, по свидетельству современников, даже гордился,
что, работая над первой редакцией рассказа, не читал не
только других писателей, посвятивших свои произведения близкой теме, но и не перечитывал Евангелие, из-за чего, кстати, в начальном варианте рассказа было немало ошибок, на которые указал ему М. Горький.
Андреев перечитал Евангелие и несколько раз переписывал повесть.
Слайд 7
В чем уникальность
дурной репутации Иуды?
Слайд 8
Какие сомнения мучают Иуду? Как вы их
можете объяснить?
Слайд 9
Иуда мучается подозрениями обоснованности веры. Надежда и сомнения
разрывают его. Отсюда мотив двойственности его образа.
Слайд 10
Как в портрете Иуды, в его поступках проявляется
двойственность?
Двоящееся лицо: раскроенный на четыре части череп, разные глаза.
Хороший
рост – низко кланяется, выгибает спину
От природы крепкий – притворяется хилым и больным;
Голос меняет интонации;
Лжет - опровергает ложь
Хороший организатор – совершает бессмысленную кражу.
Слайд 11
Могут ли апостолы быть «свидетелями»
по делу Иуды?
С
точки зрения Иуды, апостолы – лжецы, с их точки
зрения, Иуда – предатель.
Иуда стремиться испытать на прочность силу любви и веры апостолов. Он - провокатор
Можно ли неопровержимо доказать свою любовь и свою веру?
Слайд 12
Иуда провоцирует кризисные обстоятельства, чтобы заставить апостолов подтвердить
слово делом. (История с козленком, «ложь во спасение»).
Слайд 13
Кто из апостолов относился к Иуде серьезно
и почему?
Фоме был интересен сам ход мыслей Иуды, мотивы
его поступков. «Он не понимал шуток…во всем доискивался основательного и положительного».
Слайд 14
Как выстроены отношения Христа и Иуды?
Главное,
что их связывает – последовательность в исполнении воли:
Христа – воли Отца, Иуды – своей собственной воли.
Слайд 15
Как ведет себя Иуда в кульминационных
сценах? Докажите истинность строк: «Одной рукой предавая Иисуса, другой
рукой Иуда старательно искал расстроить собственные планы».
Слайд 16
Почему победа Иуды названа автором «ужасной»?
Победа –
в, казалось бы, неопровержимом доказательстве лжи тех, кто клялся
в верности Христу.
Но поступок Иуды утвердил ненадежность добра, неотвратимость предательства человека человеком?
Слайд 17
Как вы объясните самоубийство Иуды?
В чем
его выбор?
Слайд 18
«Среди всей этой толпы были только они
двое, неразлучные до самой смерти, дико связанные общностью страданий,
- тот, кого предали на поругание и муки, и тот, кто его предал. Из одного кубка страданий, как братья пили они оба, преданный и предатель, и огненная влага одинаково опаляла чистые и нечистые уста».
Слайд 19
«Не будет конца рассказам о предательстве Иуды… и
все – добрые и злые – одинаково предадут проклятию
позорную память его; и у всех народов…останется он одиноким в жестокой участи своей – Иуда из Кариота, Предатель».
Слайд 20
Образ Иуды получает в повести, особенно в её
финале, по-настоящему трагическое решение: погубив своей любовью того, кто
был единственным его оправданием и защитой, Иуда обрек и самого себя на гибель.
Слайд 21
Повесть Леонида Андреева - тоже своего рода провокация.
Верующий
найдет в нем подтверждение своей Веры;
атеист - утвердится в
своём неверии;
сомневающийся – задастся вопросами, ответа на которые будет искать в главном Источнике Истины – Евангелии.
Слайд 22
В чем разница в интерпретации образа Иуды в
романе Щедрина «Господа Головлевы» и в рассказе Л. Андреева?
Слайд 24
Реальное нравственное состояние современного человека далеко от идеала,
и это немедленно обнаруживается, когда человек попадает в ситуацию
«последнего» выбора – между опасной верностью истине и благополучным отступничеством от нее.
ПРИЧИНА ЛЮБОГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА- ЭГОИЗМ
Тщеславие и гордость
Корысть
Себялюбие
Самолюбие
Эгоцентризм