Слайд 2
Исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие
математики: Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Христиан Гольдбах, Жан д‘
Аламбер, Леонард Эйлер, Даниил Бернулли. Первый труд Рене Декарта - "Compendium Musicae" ("Трактат о музыке"); первая крупная работа Леонарда Эйлера - "Диссертация о звуке".
Слайд 3
На первых же уроках сольфеджио ученики музыкальных школ
сразу же сталкиваются с математикой.
Так в 5-6 лет ребята,
которые занимаются музыкой, узнают, что ноты могут делиться. А ведь деление школьники начинают изучать только в 8-9 лет, в конце второго класса.
У истоков музыкальной грамотности стоял великий математик Пифагор. И не случайно!
Слайд 4
При записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность).
Здесь
происходит сопоставление целого числа и целой длительности, дробного числа
и длительности коротких нот, записываемых при помощи дроби.
Слайд 5
Музыка, математика – сколь родственны они.
Имре Мадач (венгерский
писатель)
Пифагор и пифагорейское учение о музыке
Слайд 6
Музыка - величайшая сила. Она может заставить человека
любить и ненавидеть, прощать и убивать.
Пифагор.
Известно открытие Пифагора в
области теории музыки. Необычность его в том, что сочетание звуков, издаваемых струнами, наиболее благозвучно, если длины струн музыкального инструмента находятся в правильном численном отношении друг к другу.
Слайд 7
Отправным пунктом в пифагорейском учении о числе была
музыка. Именно в музыке была впервые обнаружена таинственная направляющая
роль чисел в природе. По преданию, сам Пифагор установил, что приятные слуху созвучия получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, относятся как целые числа первой четверки: 1:2, 2:3, 3:4. Это открытие потрясло Пифагора и долго вдохновляло его учеников на поиски новых числовых закономерностей в природе.
Слайд 8
С этого времени музыка, точнее теория музыки или
учение о гармонии, занимает почетное место в пифагорейской системе
знаний. «Музыкантов»-пифагорейцев интересовало не столько музыкальное искусство, сколько те математические пропорции и соотношения, которые, как считалось, лежат в основе музыки.
Идея музыкальных соотношений настолько увлекла пифагорейцев, что они пытались обнаружить их всюду.
Слайд 9
Гаммой, или звукорядом, называется последовательность звуков некоторой музыкальной
системы, расположенных, начиная от основного звука, в восходящем или
нисходящем порядке.
Важнейшей характеристикой музыкального звука является его высота, представляющая отражение в сознании частоты колебания звучащего тела, например струны. Чем больше частота колебаний струны, тем «выше» представляется нам звук.
Слайд 10
Согласованное сочетание двух звуков называется консонансом, а несогласованное
— диссонансом.
Ладом называется приятная для слуха взаимосвязь музыкальных звуков,
определяемая зависимостью неустойчивых звуков от устойчивых, и прежде всего от основного устойчивого звука — тоники, и имеющая определенный характер звучания — наклонение.
Слайд 11
Высота тона (частота колебаний f) звучащей струны обратно
пропорциональна ее длине l.
Две звучащие струны дают консонанс лишь
тогда, когда их длины относятся как целые числа, составляющие треугольное число 10=1+2+3+4, т. е. как 1:2, 2:3, 3:4.
Если в качестве цены деления шкалы монохорда взять отрезок l, равный 1/12 длины струны монохорда l1, то вместе со всей струной монохорда длины l1 = 12l будут созвучны ее части длины l2 = 6l — звук на октаву выше (l2/l1 = 1/2), l3 = 9l — звук на квинту выше (l3/l1=2/3) и l4= 8l — звук на кварту выше (l4/l1=3/4). Это созвучие и определяющие его числа 6, 8, 9, 12 назывались тетрада (четверка).
Слайд 12
К 1700 г. немецкий органист Андреас Веркмейстер осуществил
смелое и гениально простое решение: он отказался от совершенных
и несовершенных консонансов — квинт, кварт и терций, оставив в первозданной консонантной красе лишь одну октаву, и попросту разделил ее геометрически на 12 равных частей. Так в музыке восторжествовала темперация (лат. соразмерность), а новый двенадцатизвуковой строй был назван равномерно-темперированным.
Слайд 13
Вначале, разумеется, были попытки улучшить чистый строй, который
сохранял главный недостаток пифагорова строя: невозможность безболезненного перехода из
тональности в тональность. Естественным желанием при решении этой проблемы было увеличить количество звуков в октаве.
Слайд 14
Конечно, и в век Просвещения новое не всеми
воспринималось восторженно. Выдающийся немецкий композитор Георг Фридрих Гендель не
принял новшества. Отказ от совершенных консонансов возмущал его. К счастью, равномерная темперация нашла сторонника в лице сверстника Генделя, великого немецкого композитора и органиста Иоганна Себастьяна Баха.