Слайд 2
“Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости
и любознательности”
В.А.Сухомлинский
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»
В.А. Сухомлинский
Слайд 3
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории
и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС)
На
практике необходимо применяя игровые технологии ,научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.
Слайд 4
Важнейшей задачей современной системы образования(ФГОС) является формирование совокупности
«универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности
к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Слайд 5
ФГОС
В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД),
диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1)личностный;
2)регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Слайд 7
ПРИ ПОДБОРЕ И ПРОВЕДЕНИИ ИГР НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ:
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к
знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей
Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения
Слайд 8
4.Необходима продуманность системы оценивания за участие и результат
игры
5.При проведении игры большое значение имеет динамичность, эмоциональная привлекательность.
6.Смысл
игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
7.Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
8.По окончании игры необходимо проведение обсуждения хода игры и ее итогов.
Слайд 9
ПЕРЕХОДНОЙ ФОРМОЙ ОТ ИГРЫ К УЧЁБЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ
ИГРА.
Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда
у детей, чаще всего непреднамеренно, формируются необходимые УУД.
Слайд 10
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:
Функция формирования психических новообразований (устойчивость
и произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.);
Функция формирования
устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД;
Функция формирования собственно учебной деятельности – регулятивные УУД;
Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем – познавательные УУД;
Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки – личностные и регулятивные УУД;
Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков – коммуникативные УУД.
Слайд 11
По характеру различают обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, творческие,
коммуникативные профориентационные игры;
По количеству участников – индивидуальные, парные, коллективные,
массовые игры;
По виду деятельности – физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, психологические игры;
По форме – путешествия, поручения, соревнования, предположения, загадки, беседы, настольно-печатные, словесные, сюжетно-ролевые, предметные, коллективные дидактические, компьютерные игры;
Слайд 12
СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ:
дидактическая задача;
игровая задача;
игровые действия;
правила игры;
результат
( подведение итогов).
Слайд 13
ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:
игры – путешествия;
игры –
поручения;
игры – предположения;
игры – загадки;
игры
– беседы.
Слайд 14
ИГРА МОЖЕТ БЫТЬ ПРОВЕДЕНА НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ УРОКА!
В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать
детей, стимулировать их активность.
В середине урока дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы.
В конце урока игра может носить поисковый характер.
В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую – это способствует более полному и быстрому овладению детьми метапредметными УУД.
Слайд 15
ТЕМА: «ПИСЬМЕННАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 20». НА
ЭТОМ ЭТАПЕ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ ИГРУ “МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА”
Дидактическая цель: ознакомление
с образованием чисел из десятка и единиц.
Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников, числа на карточках.
Содержание игры: учитель делит класс на группы по 4 человека и проводит игру-соревнование. Дети распределяют между собой роли (после объяснения учителем правил игры) Первый ученик из первой группы иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же группы называет цифрой обозначенное число, третий - его состав, четвёртый показывает число на карточках.
Аналогичные упражнения выполняют учащиеся из других групп. Победит та группа, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.
Слайд 16
Игра «Незнайка – математик».
Оборудование: изображение Незнайки, примеры могут быть записаны
на доске или на плакате.
Содержание игры: Учитель вспоминает с
детьми эпизоды из сказки Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом. «А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много примеров, и всем малышам и малышкам хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим, какой он математик». Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров, исправляют ошибки.
Итог урока: Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники Незнайку? Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с новой темой урока.
Слайд 17
работа в группе - коммуникативное действие
распределение ролей
и планирование своих действий - регулятивные действия
решение проблемы –
познавательные действия
связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется – личностные действия
УУД
Слайд 18
3
5
5
7
6
8
4
7
9
6
5
4
“Назови соседей числа”
Эта игра даёт возможность
каждое число
рассматривать
не изолированно, а
в связи с предыдущим
и
последующим числом.
Слайд 19
планирование своих действий - регулятивные действия
решение проблемы –
познавательные действия
связи между целью учебной деятельности и ее
мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется – личностные действия
УУД
Слайд 20
Достоинства игровых технологий неоспоримы:
игра мотивирует, стимулирует и активизирует
познавательные процессы школьников – внимание, восприятие, мышление, запоминание и
воображение;
игра повышает прочность полученных знаний, практически у всех учащихся класса повышает интерес к предмету;
игра позволяет организовывать учебно- познавательную деятельность, гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания;
Слайд 21
При умелом сочетании игровой и учебной деятельности учитель
на уроках достигает хороших результатов формирования универсальных учебных действий.