Слайд 2
Немного истории
От византийско-русского искусства Киевской Руси пошло уже
собственно русское искусство отдельных княжеств, выделявшихся из первоначального целого
– земель Галицко-волынской, Ростово-Суздальской, Новгородской и др. В XII - нач. XIII вв. русское искусство было самостоятельным и зрелым; татаро-монгольское нашествие и почти 200-летнее иноземное иго тормозили его развитие всюду кроме Новгорода и Пскова, которые не были денниками Золотой Орды.
В XII в. художественное первенство принадлежит Владимиро-Суздальскому княжеству – сопернику и преемнику Киева, претенденту на роль общерусского центра. Его процветание при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо длилось недолго, но вызвало к жизни прекрасную архитектуру.
Крестово-купальный храм 12 века пришел в Россию из Византии (квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют крест).
Слайд 3
В XII в. на основе византийского выработался характерный
русский тип крестово-купольного белокаменного храма: четырехстолпный, одноглавый, с полукруглой
главой на высоком барабане и выступающими апсидами (чаще всего тремя) с восточной стороны.
Крестово-купольный храм XII века
Слайд 4
Крестово-купольный храм XII в. (внутреннее строение)
Купол
Барабан со световыми
окнами
Столп - массивная внутренняя опора (обычно прямоугольная), поддерживающая своды
Нефы
– галереи храма, идущие от входа к алтарю
Алтарь – место, где происходит наиболее важная часть богослужения
Слайд 5
АРХИТЕКТУРНЫЙ СЛОВАРЬ
Строение
крестово-купального
храма 12 века
Слайд 6
Купол – глава
Наружное завершение центрального купола. Покоится
на круглом или многогранном барабане.
Слайд 7
Барабан
Цилиндрическая или многогранная венчающая часть здания, перекрытая куполом
или сомкнутым сводом.
Световой барабан – имеющий оконные проемы
для освещения внутреннего помещения.
Внешняя поверхность часто украшалась декоративными деталями, аркатурой, поребриком, бегунцом, поясом из изразцов.
Слайд 8
Аркатура
ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или
на стенах внутри помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного
колонками на кронштейнах (Владимиро-Суздальское зодчество).
Слайд 9
Фасад
Каждая из наружных стен здания.
У храма все
фасады идентичны, за исключением западного, к которому примыкали одна
или несколько апсид.
Слайд 10
Апсида
(от греч. hapsidos– «свод») в христианском храме полукруглый,
прямоугольный или граненый алтарный выступ, расположенный в восточной стороне
храма. От 1-до 3 апсид. Каждая из апсид перекрывается конхой.
Слайд 11
Конха
(от греч. konhe – «раковина») полукупол, обычно в
форме четверти сферы, которыми перекрываются апсиды храма.
Слайд 12
Лопатка (пилястра)
Плоский вертикальный выступ на стене здания. В
храме лопатки являются украшениями стены; так же как и
внутренние столпы, они располагаются по углам сводов.
Слайд 13
Закомара
Полукруглое или килевидное
завершение наружного участка стены, воспроизводящее своими
очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод.
Слайд 14
Прясло
Часть поверхности стены храма, ограниченная двумя лопатками. Прясла
могут быть прорезанными оконными или дверными проемами. Обычно заканчиваются
закомарой.
Слайд 15
Портал
Декоративно оформленный вход в храм. Как правило, в
древнерусском храме было три портала: с восточной, северной и
южной стороны.
Слайд 16
При Андрее Боголюбском архитектура переживает расцвет. Столица переносится
во Владимир. Крупнейшей постройкой этого времени – Успенский собор
во Владимире (1158 – 1161) поставленный в центре города на высоком берегу реки.
Слайд 17
Строительство времени Всеволода III знаменует дальнейший блестящий подъем
владимиро-суздальского зодчества. В архитектуре возникло два течения: епископское отрицательно
относящееся к развитию скульптурного убранства храмов, приверженное к строгости облика, и княжеское широко использовавшее пластику.
Дмитриевский собор
во Владимире. XII в.
Слайд 18
Успенский собор во Владимире (1185–1189)
Крупным памятником первого течения
стал Успенский собор построен в 1158 – 1160 г.г.
Перестроен
после пожара в 1185 – 1189 г.г.
Фасады почти лишены скульптур, лишь единичные резные камни были перенесены на них со стен старого собора. Здание фактически стало новым.
Собор получил новую алтарную часть и дополнительные 4 угловые главы образовавшие пятиглавие.
Стройные пропорции подчеркнуты изысканным декором: аркатурно-колончатый пояс охватывает стены, шлем 12-оконного барабана сверкал золотом т.к. был окован золоченой медью.
Столь же богат и интерьер. В интерьере храма использовались фрески XI – XII в.в. и фрески 1408 г. работы Андрея Рублева и Даниила Черного.
Слайд 19
Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197)
Поставил его Всеволод Большое
Гнездо на своем дворе рядом с дворцом для себя
и своей семьи. И посвящен он небесному покровителю князя – Дмитрию Солунскому.
Этот собор относится ко второму течению владимирского зодчества. Резная декорировка почти сплошь покрывает стены собора.
В его настенных барельефах отразились скульптурные образы языческой Руси вперемежку с восточными мотивами и сюжетами из Библии. Мастера выполнили грандиозную работу, они покрыли резьбой около тысячи камней!
Слайд 20
На фасадах Дмитриевского собора встречаются изображения сидящего на
троне библейского царя Соломона, фигуры святых. Все они находятся
в окружении зверей, птиц, растений, чудищ, скачущих всадников. По стенам шествуют барсы, волки, грифоны, львы.
Интересно соотношение скульптурных изображений на фасадах:
скульптур на религиозные темы – 46;
птицы изображены более 250 раз;
звери встречаются 243 раза
Слайд 21
Но чаще всего встречается царь зверей лев. Здесь
125 разных его портретов! Стены Дмитриевского собора украшают рельефы
львов лежащих и стоящих, львиные маски. Царственный зверь занимает почётное место у ног царя или по бокам от окна и двери.
Слайд 22
Церковь Покрова на Нерли
Лучшее создание владимирских мастеров церковь
Покрова на Нерли (1165) – один из величайших памятников
древнерусской и мировой архитектуры.
Сложно профилированные пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движение ввысь композиции изящного храма, придают ему пластичный, почти скульптурный характер.
Слайд 23
Церковь Покрова на Нерли – четырехстолпный, трехапсидный,
одноглавый, храм крестово-купольного типа, построенный из белого камня высочайшего
качества.
Церковь Покрова на Нерли
Слайд 24
Аркатурно-колончатый пояс проходит по всем фасадам и под
карнизом апсид.
Слайд 25
Выше пояса стены в закомарах украшены рельефами –
лепные изображения. Посередине человеческая фигура с музыкальным инструментом, по
бокам львы, грифоны.
Слайд 26
Исторические источники связывают возведение церкви Покрова с победоносным
походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году.
В этом походе погиб сын Андрея молодой князь Изяслав. В память об этих событиях и в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы Андрей Боголюбский заложил Покровский храм.
Слайд 27
"Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному
поверью, держала в руках плат — покров, защитив город
от врагов. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло».
Из книги Е. И. Осетрова "Живая Древняя Русь"
Слайд 28
Раскопки у стен храма показали, что создатели этого
шедевра решали очень трудную задачу: они должны были поставить
храм при впадении Нерли в Клязьму как торжественный монумент, отмечавший для кораблей, шедших снизу по Клязьме, прибытие в княжескую резиденцию – соседний Боголюбский замок.
Слайд 29
Место, назначенное князем для строительства, было низменной поймой
и в половодье заливалось водой. Поэтому, заложив фундамент на
плотной материковой глине, зодчие поставили на нем как бы пьедестал высотой около 4 метров из тесаного камня, точно отвечавший плану церкви. Холм, на котором находится церковь, был искусственно насыпан и был облицован каменными плитами. Раньше венчающее полушарие главы было шлемовидным, а не луковичным как теперь. С трех сторон его окружает аркада от которой остался лишь фундамент.
Слайд 30
По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик
манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке
Нерли?
Слайд 31
Так в округе твой очерк точен,
Так ты
здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Наум Коржавин
Слайд 32
Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится
лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье
Слайд 33
Церковь ту построил князь Андрей,
Праздник
чтя, не думая о славе;
Храм, пройдя века до наших
дней,
Все грустит о юном Изяславе.
Матерь Богородица родная!
Русь возьми под свой святой Покров.
Пусть она живет, беды не зная,
И минует вражеских оков
Слайд 34
Она нам свет целительный несет!
Она
за Землю всю молитвой стала.
Пусть красота весь мир и
не спасала -
Кого-то обязательно спасет!
Слайд 35
Кроссворд: Владимиро-Суздальское княжество.
1. Полукружие с восточной стороны храма;
2. Цилиндрическая часть здания, поддерживающая купол;
3. Полукружие коробового свода;
4.
Пилястра;
5. Собор во Владимире, относящийся к «княжескому» течению;
6. Шаровидный церковный купол;
7. Река, впадающая в Клязьму;
8. Одно из течений возникших во Владимиро-Суздальской архитектуре;
9. Второе течение;
10. Церковь на реке Нерли;
11. Большая церковь в городе;
12. Разновидность церковных куполов;
13. Владимирский князь, достроивший Успенский собор и заложивший Дмитриевский;
14. Имя владимирского князя, перенесшего столицу из Киева во Владимир;
15. Евхаристия;
16. Город куда Андрей Боголюбский перенес столицу;
17. Тип богородицы;
18. Тип храма, выработанный в XII веке на Руси;
19. Богоматерь Моление (по греч.);
20. Собор во Владимире перестроенный после пожара 1185 г.;
21. Один из признаков христианского храма;
22. Богоматерь Всесвятая;
23. Богоматерь Умиление.
а
п
с
и
д
а
б
а
р
а
б
а
н
Спрятанное название: декоративный элемент, украшающий стены русских храмов.
з
а
к
о
м
а
р
а
л
о
п
а
т
к
а
д
м
и
т
р
и
е
в
с
к
и
й
л
у
к
о
в
и
ц
а
н
е
р
л
ь
к
н
я
ж
е
с
к
о
е
е
п
и
с
к
о
п
с
к
о
е
п
о
к
р
о
в
а
с
о
б
о
р
ш
л
м
е
о
в
и
д
н
ы
й
в
с
е
в
о
л
о
д
а
н
д
р
е
й
п
р
и
ч
а
щ
е
н
и
е
в
л
а
д
и
м
и
р
о
д
и
г
и
т
р
и
я
й
ч
е
т
ы
р
е
х
с
т
о
л
п
н
ы
с
д
е
и
с
у
й
у
с
п
е
н
с
к
и
о
д
н
о
к
у
п
о
л
ь
й
н
ы
я
а
п
н
а
г
и
е
л
е
у
с
а