Слайд 4
История возникновения каргопольской игрушки уходит корнями в историю
гончарного промысла Архангельской области, в которой гончары Каргопольского уезда
из местной красной глины изготавливали различные предметы обихода. Мастера из окрестных деревень Печникова, Гринева, Токарева в свободное от полевых работ время крутили всякую посуду: горшки с кровлей, кринки и миски-латки, рукомои и роговики для топлёного масла. Гончары работали в небольших избах – «зимниках», где и жили. Крутили-приговаривали: «Не боги обжигают горшки, а мужики». Но работали не только мужики крестьянские, работали и бабы и дети 8– 9 лет, которые добывали и готовили глину к работе. Сначала глину просушивали в печи, затем её толкли, заливали кипятком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой.
После этого её мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки и прочий сор, пока глина не становилась тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду.
А коли останется приготовленная глина от горшков и мисок, так лепят из неё игрушки – фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные. Уложат потом посуду в солому на сани-розвальни или на телегу, так и везут на ярмарку в город. По пути и в деревнях хозяйки прознают про товар, выменяют кринку на меру жита или пшеницы. Сколько в посудину войдёт, такова и цена.
Слайд 5
БАБКИНА Ульяна Ивановна (1888-1977)- каргопольская мастерица, хранительница традиций каргопольской игрушки. Родилась в деревне Гринево Каргопольского уезда старинном гончарном центре. С детства помогала родителям в гончарном игрушечном промысле. Когда промысел угас, она продолжала изготавливать глиняные игрушки - "бобки".
в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — мифический
герой, полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой. Считается, что Полкан олицетворяет силу русского богатыря-крестьянина.
Слайд 9
Фигурка тяни-толкая состоит из двух коней - черного
и белого. Конь - одно из самых почитаемых у
славян животных. светлый конь-посланник добра, олицетворяет собой радость солнечного света, конь черный несет саму Смерть. Всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.