Слайд 2
Гуляя в лесу, в поле, берегом
реки, удивляешься красоте родной земли. Всем сердцем
любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.
Слайд 3
Как за Волгой яр хмель
Над кусточком вьётся.
Перевился яр
хмель
На нашу сторонку.
Как на нашей сторонке
Житьё пребогато:
Серебряные листья,
Цветы
золотые.
(Русская народная песня)
Слайд 4
В XVII веке в Нижегородской губернии возник традиционный
художественный промысел, который получил свое название от крупного торгового
села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.
Слайд 5
В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в
нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу
реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…
Слайд 6
«Золотая хохлома»,
именно так называют этот промысел
в народе.
Слайд 7
Самые затейливые хохломские узоры называются «кудрины».
Травки превратились здесь в крупные кудри-завитки. Мелкой дробью колечек
окружены причудливые цветы. Цветы и завитки-кудрины всегда золотые , словно перья сказочной жар-птицы загораются они на чёрном или красном фоне.
Слайд 8
Золотистый, красный и черный — такое сочетание цветов
можно встретить на многих предметах. Для «хохломы» эти цвета
особенно важны: красный придаёт теплоту и мягкость искусственному золоту, а чёрный усиливает его сияние.
Слайд 9
У посуды, сделанной на токарном станке, ровная и
гладкая поверхность, геометрически правильная форма. Выточенные изделия с нежной,
слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называются «бельем».
Слайд 10
На первом этапе из хорошо просушенной древесины (ольха,
липа, береза) вытачивается на токарном станке или выдалбливается вручную
заготовка будущего изделия, называемая “бельем”. “Белье” еще раз тщательно просушивают и приступают к грунтовке.
Слайд 11
В заготовку втирают глину и несколько раз покрывают
олифой с просушкой при температуре 60-70 градусов. Пока верхний
слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком.
После чего они становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.
Слайд 12
Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной
закалкой при температуре 120-130 градусов. Чтобы получить нужный эффект
от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от размеров изделия. Так, серебро превращается в “золото”, и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью.
Слайд 13
Расписывают изделие художники беличьими или колонковыми кистями, используя
для этого масляные краски. Кроме черного, красного и золотого
цвета – традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета.
Слайд 14
Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий
красную и чёрную смородинку, рябинку, земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек.
Слайд 15
Называют художники ягоды ласково, и никогда даже один
и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть
изменит очертания листа, по-другому изогнёт веточки, разбросает цветы и ягоды.
Слайд 16
Современная хохлома по праву получила широкое признание
не только в нашей стране, но и далеко за
её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. Произведения хохломских мастеров радуют яркими красками, щедростью узоров и мастерством исполнения.