Слайд 2
Михаил Иванович Глинка
(1804-1857)
Русский композитор
Основоположник русской классической музыки
Народно-реалистическое по
своей устремлённости творчество Глинки оказало влияние на дальнейшее развитие
русской музыки
Слайд 3
Музей-усадьба М.И. Глинки в селе Новоспасском Ельнинском районе
Смоленской области - единственный в мире мемориальный музей великого
композитора.
Слайд 4
Малая родина сыграла в его жизни и музыкальной
судьбе решающую роль. Здесь он родился, провел детские и
отроческие годы, получил свое первое образование, здесь зарождался его могучий талант. Всего в родной усадьбе композитор провел семнадцать с половиной лет.
Слайд 5
Дом, в котором родился композитор, не
сохранился, на месте старого, дедовского, отец построил новый двухэтажный
деревянный с портиком и колоннами дом.
Музей-усадьба был открыт в мае 1982 года. Сейчас это один из культурно-исторических центров Смоленщины. В доме восстановлены интерьеры парадных комнат с мемориальными предметами.
Слайд 6
Колодец на территории усадьбы
Слайд 7
С 1817 жил в Петербурге. Учился в Благородном
пансионе при Главном педагогическом училище.
Слайд 8
В 1837—1839 капельмейстер Придворной певческой капеллы. Посетил Италию
(1830—1833), Берлин (1833—34, 1856—1857), Париж (1844—1845, 1852—1854), Испанию (1845—1847),
Варшаву (1848, 1849—1851).
Слайд 9
«Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь
дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“».
П.И.Чайковский
Слайд 10
И.Е.Репин
М. И. Глинка за сочинением «Руслана и Людмилы».
В 1836
году на сцене петербургского Большого театра была поставлена героико-патриотическая
историческая опера Глинки «Иван Сусанин».
Слайд 11
«Иван Сусанин» — народная музыкальная трагедия на исторический
сюжет, с напряжённым, действенным музыкально-драматическим развитием.
Слайд 12
В основе либретто оперы -история о подвиге костромского
крестьянина Ивана Сусанина. Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы
убить 16-летнего русского царя Михаила Романова, но в пути они заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завёл их в болото, где погиб вместе с ними.
Слайд 13
В 1842 в том же театре состоялась премьера
оперы «Руслан и Людмила». В этом произведении красочные картины
славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные русские национальные черты с восточными мотивами (отсюда ведёт начало ориентализм в русской классической опере). Переосмыслив содержание шутливой, иронической юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику. Оперы Глинки заложили основу и наметили пути развития русской оперной классики.
Слайд 14
«Руслан и Людмила» — волшебная опера-оратория с мерным
чередованием широких, замкнутых вокально-симфонических сцен, с преобладанием эпических, повествовательных
элементов.
Слайд 15
Ф.И.Шаляпин в роли Фарлафа и Крутикова в роли
Ратмира
Слайд 16
Гармоничностью мироощущения отмечена вокальная лирика Глинки. Многоликая по
темам и формам, она включила в себя русскую песенность
— фундамент глинкинской мелодики. Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т. ч. «Не пой, красавица, при мне», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Ночной зефир»), Жуковского (баллада «Ночной смотр»), Баратынского («Не искушай меня без нужды»), Кукольника («Сомнение» и цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом») .
Слайд 17
Екатерина Керн
Весной 1840 года композитор написал романс «Я
помню чудное мгновенье» на стихи А.Пушкина, посвятив его дочери
той, кому поэт адресовал эти стихи.
Слайд 18
Мемориальная доска на доме, где умер М.Глинка в
Берлине
Слайд 19
Памятник-надгробие М. И. Глинке
на Тихвинском кладбище
Санкт-Петербурга
Слайд 20
Памятник М.И.Глинке в г. Смоленске
Слайд 21
Монумент М. Глинке на Театральной площади рядом с Мариинским театром и консерваторией в Санкт-Петербурге