Слайд 3
Последовательность работы над иконописным образом (слои иконы):
основа
– деревянная доска, оклеенная тканью (паволокой) от растрескивания;
грунт –
слой левкаса (мел с животным клеем) для выравнивания поверхности;
красочный слой. Прозрачность тонких слоёв краски и невозможность исправлений.
Последовательность нанесения красочного слоя:
прорисовка (или перевод) рисунка на слой левкаса;
роскрышь – нанесение тонкого слоя основной краски на одинаково окрашенные поверхности по всему полю иконы и особая забота о ликах на изображении;
пробеливание – постепенное высветление выпуклых деталей изображения;
нанесение затинков (приплесков) – затемнение невысветленных мест в изображении;
защитный слой из олифы или масляного лака;
оклад из металлов (золота, серебра, меди), тканей с шитьём или резного дерева, закрывающий всё иконное поле, кроме ликов и рук.
Слайд 4
Богоматерь и Приснодева Мария издавна считается покровительницей и
заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью
верующего народа. Её образ стал идеалом Материнской помощи и защиты, идеалом доброго, отзывчивого и всё понимающего сердца. Сердца, которое примет не только боль и радость своего Сына, но и чужую.
Слайд 5
Основные типы (изводы) Богоматери:
Богоматерь Одигитрия;
Богоматерь Елеуса;
Богоматерь Оранта;
Богоматерь Панагия;
Богоматерь
Панахранта;
Богоматерь Агиосортисса.
Слайд 6
«Одигитрия» («Путеводительница»)
Это поясной образ Богоматери с младенцем Христом,
сидящим на её левой руке. Их головы повернуты к
зрителю. Правая рука младенца благословляет молящегося, в левой Христос держит свёрнутый свиток.
Слайд 8
«Елеуса» («Умиление»)
Поясной образ Богоматери, символизирующий материнскую любовь и
единение с Христом.
Голова Богоматери наклонена, Христос прижимается к
её щеке.
Слайд 10
«Оранта» («Молящаяся»)
Один из основных типов изображения, представляющий Богородицу
с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями
наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
Слайд 12
«Панагия» («Всесвятая»)
С глубокой древности в изображениях Оранты стали
располагать на её груди диск, в котором в находится
Младенец Иисус.
Такой тип икон получил название «Панагия».
Слайд 14
«Знамение»
На Руси иконы типа «Панагия» стали изображать Богородицу
по пояс. Как правило, такие иконы находятся в верхней
части алтаря православного храма. Со временем этот тип получил название «Знамение».
Слайд 16
Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях
она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы,
совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.
«Панахранта» («Всемилостивая»)
Слайд 18
«Агиосортисса» («Заступница»)
Богородица изображается в полный рост, без Младенца,
иногда со свитком в руке. В православных храмах этот
образ находится на видном месте – слева от иконы «Спас в силах», главного изображения в иконостасе.
Слайд 20
Говоря об изображениях Христа, стоит начать с того,
что любая из этих икон носит следующий смысл: отразить
явление Господа на землю во плоти, воплощение Сына Божия для спасения страждущего человечества.
Слайд 21
Основные типы (изводы) Иисуса Христа:
Спас Нерукотворный;
Христос Пантократор;
Спас в
силах.
Слайд 22
«Спас Нерукотворный»
Самым первым образом Христа был нерукотворный
лик, «написанный» потом и кровью на платке. Образ лика
Христа, запечатленный, согласно старинному преданию, на полотенце (убрусе).
Слайд 24
Образ Христа, правой рукой благословляющий верующих, и держащий
в левой руке Евангелие.
«Пантократор» (Вседержитель)
Слайд 26
«Спас в силах»
(Спас на престоле)
Образ Христа
в одеждах византийского императора или архиерея.
Слайд 28
Говоря про различные типы иконы, стоит упоминать не
только об их содержании, но и о технике изображения.
Различают канонические и академические стили написания. Наиболее древним является канонический стиль. Такой стиль характеризуется двухмерным изображением, символичным, где некоторые отдельные детали, такие как элементы одежды или цвета, играют наиболее важную роль. Что касается икон «академического письма», то они характеризуется реалистичностью. Иконы академического стиля восходят к образцам западноевропейской живописи. Этот стиль иконописания пришёл в Россию с Запада и получил развитие в послепетровское время, в синодальный период истории Русской Православной Церкви.
Слайд 29
Русские иконописные школы
- влияние византийской торжественности во
фресках и мозаиках Киевской школы (X - XIII века);
-
строгость образов в иконах Новгородской и Псковской школ (XII - XIV века);
- мягкость письма в иконах Владимиро-Суздальской школы (XIII - XIV века);
изысканность линии и гармония цвета в иконах Московской школы (XIV - XV века).
русская икона XVI - XVII веков. Появление светских мотивов. Превращение иконы в парсуну.