Слайд 2
Культ коня появился достаточно давно. В археологических раскопках
могильников I тысячелетия н.э. найдены фигурки, изображающие коней, а
следовательно, этот образ был важен древним славянам.
Мотив коня на полотенце, Тотемский уезд
Слайд 3
В Верхнем Поволжье, в Междуречье, Прикамье и других
областях, конь занимал ведущее место в стаде домашнего скота.
По
мнению исследователей, уже у древних скотоводов бронзового века, зародилось поверье, что конь связан с движением Солнца и с его дневным путём.
Нередко конь предстаёт в народных легендах охранителем, или показателем кладов. Он, то в виде «паршивого жеребёнка» покажется, которого гонят, а зря: он на клад укажет. То конём ретивым от клада отгоняет.
Слайд 4
В Костромской области и сейчас можно увидеть на
крышах деревенских домов в Солигаличском, Галичском, Буйском районах деревянные
коньки, венчающие передние концы верхних слёг.
В мифологии финно-угров конь — это священное животное Солнца, поэтому он часто изображается вместе с солярными знаками.
Слайд 6
Конь в русских ремёслах
В разных видах народного искусства,
будь то глиняная игрушка, резьба по дереву, вышивка или
роспись — можно найти образ коня или лошадки.
Конь — хранитель домашнего очага, символ силы, Солнца, добра, красоты. На него возлагали надежду на урожай и конечно, давали детям играть, «чтобы силы доброй набирались».
Изображение всадника или просто коня — одно из основных в русской народной вышивке. На полотенцах, рушниках и подзорах, на занавесках и одежде часто применялся этот образ в сочетании с женской фигурой или птицей.
Слайд 7
Конь в домовых росписях русского Севера
Николай Ерегин
Слайд 8
В каргопольской и дымковской игрушке есть двуглавый конь — олицетворение дня и
ночи, единства двух миров.
В дымке коник так же очень
любим в разных видах. Это и тройка, и коники на карусельке, и всадник, и одинокая лошадка.
В росписях северных народов можно встретить образ коня на прялках, коробах, туесах. Нередко коня сопровождает утица. Бравые всадники восседают на конях часто красного, оранжевого цвета.
Слайд 10
В резной деревянной игрушке можно привести примеры гороховецкой, богородской,
нижегородской, городецкой. Ярко раскрашенные или наоборот, просто деревянные, большие и
маленькие. На колёсиках и качалки.
В абашевской, хлудневской игрушках всадник изображается неразделимым с конём, тело как бы вырастает из спины коня, даже ног нет.
Слайд 11
Романушка, упряжка, романовская игрушка
Слайд 12
Часто можно встретить старинные ковши и чаши в
виде коня. Переднюю часть челнов украшали деревянные лошадиные головы,
ставили их и на крыши домов.
Ковш с мезенской росписью
Слайд 13
Берестяные коники. Мастер Андрей Полежаев
Слайд 14
Колесница. Музей игрушки, Сергиев - Посад
Слайд 16
Кони, городецкая роспись. Автор Елена Староверова
Слайд 21
Красный конь с утицей,
мезенская роспись
Слайд 22
Народная игрушка
Андрея Полежаева
Слайд 28
ДЕНЬ КОНЯ
В Костромской области известен праздник «День коня». Сохранились
записи воспоминаний жительницы Макарьевского района Каретниковой Манефы Федоровны:
«Ой, дак
в народе - те праздник - от называли «Конным» праздником. В энтот день лошадей-ти кормять во полную сыть, ни в коем разе на них не работають, упаси господь, ангел мой, а то миленькая падёж будет. Лошадей-ти, в энтот день купали, да хвост - от и гриву в ленты завивали, да святой водичкой матушка кропили. Да в энтот же день пекли в печурке особенныя колобушки, а на колобушке-то ровно как копыто выпекали, вотэ экиято колобушки и несли в церкву, да отдавали священнику. Вот эдак всё было, миленькая, вот эдак паря»
Слайд 29
ПОЛКАН
Образ «дядьки с туловом бородатого человека, на том
месте, где у коня шея и голова, с туловищем
и ногами коня. Эдакий «кентавр по-русски». Он связан с солнечным культом.
Некоторые исследователи образов русского народного искусства считают, что Полкан родственен древнеславянскому божеству Полихану, или Полехану, близкому к Яриле. В народе он почитался заступником обиженных. Лепят Полканов в Каргополе, Рязани.
Обычно полкан был « стар матёр человек» и редко изображался молодцем.